Новые громкие

Как появление молодой когорты творческих профессионалов обеспечило успех российских фильмов

В этом году в программах всех крупнейших международных фестивалей представлены российские картины. И они побеждают: Гран-при основного конкурса Каннского фестиваля присуждено российско-финско-эстонско-немецкому фильму «Купе номер шесть». Победа в программе «Особый взгляд» досталась фильму Киры Коваленко «Разжимая кулаки». Владимир Мункуев с картиной «Нуучча» взял главный приз конкурса «Восток – Запад» в Карловых Варах. Наши киноленты будут участвовать и в предстоящих фестивалях в Венеции, Сан-Себастьяне, Торонто и др. При том что пройти отбор в этом году было труднее обычного: из-за глобального карантина большинство прошлогодних фестивалей (равно как и кинопремьер) были отменены и поэтому в этом году претендентов было едва ли не вдвое больше, чем в прежние годы.

Успешным оказался и выход разноформатных и разножанровых российских фильмов на Netflix. Сериал «Эпидемия», анимация «Ганзель и Греттель», блокбастеры «Серебряные коньки», «Чернобыль» и «Майор Гром» неизменно оказывались в топе по просмотрам на этой платформе во всем мире.

Такого международного успеха не было никогда ни в новейшей российской, ни в советской истории.

Бум и на внутреннем рынке. На конкурс фестиваля «Кинотавр» в этом году было представлено рекордное количество фильмов – 104, больше половины из которых – дебюты.

Успехи отечественного кино носят неслучайный характер. Это тенденция, требующая обсуждения и осмысления.

Прежде всего, обращает на себя внимание возраст большинства авторов побед этого года. Режиссеры и операторы, сценаристы, продюсеры и актеры по кинематографическим меркам очень молоды. Валерию Федоровичу и Евгению Никишову, продюсерам сериала «Эпидемия», фильма «Капитан Волконогов бежал» и первого русского сериала, производимого по заказу Netflix, – «Анна К», 43 и 42 года. Оператору-постановщику «Дылды», «Чернобыля» и сериала HBO The Last of Us Ксении Середе 26 лет. Актеру Юрию Борисову, блестяще исполнившему роли в фестивальных хитах этого года «Купе номер шесть», «Герда», «Капитан Волконогов бежал», 28 лет. Даниле Козловскому, режиссеру и продюсеру блокбастера «Чернобыль», показавшего рекордные для российских фильмов продажи на мировых рынках, 36 лет. 31 год Кире Коваленко, чей фильм «Разжимая кулаки» отмечен в этом году в Каннах. И этот список можно продолжать и продолжать.

Их характеризуют привычка работать в конкурентной среде, органическое неприятие коррупции, открытость и вовлеченность в международный контекст, фактическая независимость от господдержки. А еще они выросли вне советской системы, многие учились за границей.

10 лет назад на «Кинотавре» обсуждалось поколение молодых режиссеров, активно снимавших авторские картины в середине – конце нулевых (Хлебников, Попогребский, Сигарев, Бакурадзе, Мамулия и т. д.), которое с подачи Сергея Шнурова назвали «новыми тихими» за интеллигентный, неплакатный подход к обсуждению социальных проблем. Сейчас очень похоже, что мы имеем дело с поколением, которое можно назвать «новые громкие».

Предпосылки для становления нового поколения кинематографистов были заложены реформами индустрии, начатыми 10 лет назад. Тогда была переформатирована система господдержки: появился Фонд кино – государственный институт поддержки кинематографии. Были определены лидеры отечественного кино, создана система поддержки картин для массовой кинотеатральной аудитории и т. д. Государство де-факто профинансировало масштабное повышение квалификации отрасли, дав кинематографистам возможность поработать с серьезным, застрахованным от бизнес-рисков бюджетом, в разных, зачастую новых для российского кино жанрах. В результате удалось в корне изменить отношение зрителя к российским фильмам: даже до пандемии доля отечественного кино в прокате уверенно держалась в районе 25%, а в этом году и вовсе стремится к 50%.

Появились новые игроки в лице онлайн-кинотеатров, частных фондов и инвесторов – теперь они заказывают десятки сериалов и фильмов. И формируют спрос, что дает возможность реализовать свои таланты тем режиссерам и сценаристам, кому это раньше не удавалось. С одной стороны, это, безусловно, другой уровень ответственности, с другой – свобода творчества и отсутствие цензуры.

Увеличение общего объема средств, которыми оперирует рынок, сказалось на повышении бюджетов, в том числе и в авторском сегменте, а это, в свою очередь, позволило поднять качество картин.

Онлайн-площадки дали авторам возможность прямой коммуникации со зрителем, убрав фильтр киносетей и прокатчиков, помогли поверить в себя и в реализуемость «проектов мечты».

Нельзя не отметить и изменения в работе Министерства культуры.

Например, введение механизма миноритарной поддержки международных проектов, целесообразность которой так ярко подтвердилась на Каннском кинофестивале в этом году. Эффективными выглядят и другие меры – обновление экспертных советов, повышение прозрачности принимаемых решений, беспрецедентный уровень открытости и коммуникации с отраслью, применение современных подходов в продвижении нашего кино за рубеж.

Очевидно, что государственную политику в области кино проводят неравнодушные люди, знающие и понимающие кинематограф, искренне пытающиеся помочь авторам, говорящие с ними на одном языке и поколенчески им близкие.

У каждого представителя поколения «новых громких» впереди 20–30 лет активной плодотворной работы, 15–20 картин. Если тенденция сохранится и у них будет возможность творить, то наш кинематограф уже в ближайшие годы уверенно займет достойное нашей страны место в мире.