Визит несбывшихся ожиданий

Что искал Зеленский в США и чего он добился

С визитом Владимира Зеленского в США Киев связывал большие надежды, главным образом на гарантии безопасности в противостоянии с Россией. В этом вопросе имелось два возможных варианта развития событий. Первый – попытаться добиться от Байдена обещания уговорить партнеров по НАТО согласиться с предоставлением Украине плана действий по членству в НАТО (ПДЧ). И второй – попытаться если не заблокировать санкциями «Северный поток – 2», что выглядело невероятным, то хотя бы получить от Байдена конкретные гарантии компенсаций за потерю транзита российского газа после 2024 г. 

В подписанном сторонами заявлении по итогам визита ни первое, ни второе не упомянуто. По НАТО была вынесена выверенная формулировка – «США поддерживают право Украины выбирать свой собственный внешнеполитический курс свободно от внешнего вмешательства, включая стремление Украины вступить в НАТО». По гарантиям энергетической безопасности формулировка вообще издевательская: осуждаем «Северный поток – 2» и назначаем спецпредставителя, который будет следить за тем, чтобы Россия не смогла использовать его как геополитическое оружие (!). Не случайно Зеленский сразу после переговоров, выйдя к прессе, высказался в том смысле, что часть беседы его разочаровала.

Означает ли это, что США вообще устраняются от поддержки Украины? Конечно, не означает, такого никто и не ожидал. И дело даже не в том, что в очередной раз было отмечено, что США поддерживают территориальную целостность Украины, не собираются признавать Крым российским, осуждают агрессию РФ и т. п. – это все известные формулировки, слова из «обязательной программы». И не в том, что выделяются дополнительные (смешные) деньги на приобретение у американцев летального вооружения, или в том, что подготовлены разные рамочные соглашения в сфере военно-технического сотрудничества. Дело в другом.

Накануне встречи с Байденом Зеленского инструктировали заместитель госсекретаря США Виктория Нуланд и советник президента по национальной безопасности Джейк Салливан. Они представляют ту часть команды Байдена, которая ориентирована если не на конфронтацию с Россией, то по крайней мере на отказ от поиска взаимоприемлемого компромисса. Скорее всего, именно они убедили Байдена не упоминать минские соглашения и возложить ответственность за тупик в переговорах о мирном урегулировании кризиса в Донбассе исключительно на Россию. Косвенно фиксирование такой позиции можно отнести в актив команды Зеленского, которая таким образом получает поддержку своего курса на отказ от выполнения минских соглашений.

К успеху Киева можно отнести и высокую оценку «развития демократии и верховенства права», которая звучит особенно цинично на фоне полного игнорирования законов и конституции Украины командой Зеленского, приспособившей Совет национальной безопасности и обороны Украины для бессудной расправы над своими политическими противниками. Характерно и то, что до сих пор американские нотации о демократии и верховенстве права непременно дополнялись словами о защите свободы слова. Но не в этот раз. Видимо, похвалы за свободу слова на фоне закрытия телеканалов и блокировки неугодных сайтов прозвучали бы слишком вызывающе.

Для команды Зеленского прозвучавшие оценки «развития демократии» означают поощрение репрессий против политических противников, дальнейшее наступление на права человека, игнорирование принципов верховенства права и свободы слова. И никакие заявления авторитетных международных организаций с требованием остановить беспредел теперь для Зеленского уже ничего не будут значить. 

Идя, таким образом, вразрез со своими представлениями о «верности ценностям» на компромисс, получает ли Белый дом что-то взамен? 

На самом деле получает. 

Во-первых, Байден таким образом не дает повода республиканцам и оппонентам внутри собственной партии упрекать его в уступках Путину в украинском вопросе. У президента США и без того сейчас много проблем из-за предательства своих афганских партнеров. Теперь Байдену необходимо продемонстрировать своим союзникам (например, прибалтам) решительность в защите Украины от «российской агрессии», показать, что их не бросят, как афганцев. Поверят ли? 

Во-вторых, договоренности легитимируют контроль США над судебной реформой и кадровой политикой в антикоррупционных структурах Украины. Также создаются условия для вхождения американских компаний в остатки ВПК и полуживой энергетический сектор Украины, включая атомную энергетику. По некоторым данным (это не вошло в итоговое заявление), речь на встрече также шла о контроле американцев над украинскими Национальным банком и «Нафтогазом».

Так что визит Зеленского, хоть и обошелся без сенсаций, стал еще одним шагом в сторону утраты Украиной элементов суверенитета.