Филиал ада на земле

Что представляет собой Афганистан после войны

Посол Афганистана в Шри-Ланке емко суммировал результаты войны постом в одной из социальных сетей: «250 000 афганцев убито, 1 млн получил ранения. 5 млн человек были перемещены внутри страны. Просителями убежища стали 3,5 млн человек. 20 млн человек нуждаются в немедленной помощи. Развал государства и экономический коллапс».

Насчет экономического коллапса – это прогноз не только посла, но и специализированных органов ООН, которые предупредили международное сообщество, что уже этой зимой в Афганистане может начаться очень серьезный голод.

К сказанному можно добавить, что Афганистан находится в состоянии войны примерно последние 40 лет. Сначала это была советская война в Афганистане, затем до середины 90-х гг. – гражданская война между победившими моджахедами, расколовшимися по этническому признаку (пуштуны против национальных меньшинств севера, которых представляло официальное правительство Раббани). Затем в Пакистане в лагерях беженцев было создано фундаменталистское движение «Талибан» (запрещено в РФ). И с середины 90-х гражданская война шла уже по линии «национальные меньшинства севера против «Талибана», ставшего основной пуштунской организацией. Вторая половина 90-х также была ознаменована тем, что «Талибан» начал устанавливать абсолютно пещерную, беспрецедентную для других современных стран исламского мира версию законов шариата. Чего стоил один только запрет любых изображений и всей музыки, не говоря уже о чудовищных ограничениях прав женщин и этнических чистках (например, им подверглись мусульмане-шииты).

Новое тысячелетие ознаменовалось терактами 9/11 и отказом только что почти победившего в гражданской войне «Талибана» выдать Усаму бен Ладена как их организатора. И после этого – новая 20-летняя война. Так что в этой стране выросли поколения людей, которые вообще не знают, что такое мир. 20-летняя война «Талибана» сопровождалась постоянными терактами и убийствами, которые стали «привычным» уличным явлением. С другой стороны, не менее привычными стали авиаудары и атаки дронов, которые могли на практике поражать и гражданских (был даже случай, когда по ошибке разбомбили свадебную колонну).

Теперь атаки с воздуха закончились (по крайней мере на время), но угрозы жизни афганцев никуда не делись. В стране назревает экономический кризис и сопутствующий ему голод.

На чем зиждилась экономика Афганистана? По сути, у страны было два источника дохода.

Первый – наркотрафик. Афганистан – основной производитель опиатов в мире. В расположенных на его территории лабораториях делают героин, а теперь научились делать и синтетические наркотики. Россия и страны Центральной Азии, Иран и Турция (и далее балканские и европейские страны), а также Пакистан являются жертвами трех разных маршрутов наркотрафика из Афганистана (соответственно, северного, ирано-балканского и южного). Афганские полевые командиры долгое время финансировались от наркоторговли. При этом они легитимизировали этот бизнес как форму «войны с неверными» типа «героинового джихада» – дескать, пусть мрут «неверные» в других странах от героина. Однако в реальности произошла массовая наркотизация населения самого Афганистана: опиаты теперь дают даже маленьким детям. Талибы, придя к власти, пообещали избавить страну от наркотиков, однако с учетом значимости этой отрасли в экономике в целом и в жизни сельской местности в частности вряд ли это в обозримом будущем осуществимо.

Второй – иностранная помощь. На Афганистан члены международной коалиции, по некоторым оценкам, за 20 лет истратили более $2 трлн, хотя некоторые эксперты и эти оценки считают заниженными. Американский независимый аналитический центр Security Policy Reform Institute опубликовал список главных бенефициаров войны в Афганистане. Это пятерка военных корпораций: Lockheed Martin, Raytheon, General Dynamics, Boeing, Northrop Grumman. Система их «афганских» затрат была так устроена, что деньги вращались преимущественно в развитых странах. Но и до Афганистана дошли по меркам этой страны безумные деньги – и они в рамках деятельности коррумпированных правительств президентов Карзая и Гани в существенной мере «просифонили» через страну, уйдя также на Запад через банки стран Персидского залива. Теперь многие из коррумпированных афганских чиновников и генералов осядут на Западе и будут жить на эти деньги. Кстати, для них было не таким плохим ходом быстро сдать страну «Талибану» – кто теперь проверит, куда что делось? Все в итоге спишут на талибов.

А талибы, в свою очередь, теперь годами будут списывать все проблемы страны на иностранцев и коррумпированные режимы Карзая и Гани. Забавно, что талибы уже требуют от США возврата денег, наворованных афганскими чиновниками на войне с ними же. И обещают покончить с коррупцией. Однако все понимают, что сделать это «комиссарским наскоком» невозможно. Вряд ли бывшие полевые командиры, жившие вымогательством (по которому им перепадала доля от той же самой иностранной помощи) и наркоторговлей, вообще могут быть в такой радикальной перестройке заинтересованы. Да и, самое главное, «Талибан» – это структура, заточенная под 20-летнюю войну. Нет у него своих специалистов и образованных чиновников, так что старые афганские традиции просто сохранятся в министерствах вместе со старыми кадрами.

Итак, Афганистан после очередной войны – нищая и погрязшая в коррупции и преступности страна, в которой остались горы оружия и население, не мыслящее себе жизнь без постоянных картин насилия.