Время собирать институты развития

Почему институтам развития требуется координация на глобальном уровне

На фоне роста эгоистических настроений во многих странах мира прямо противоположные тенденции наблюдаются среди участников глобальных финансовых рынков. На проходящем сейчас саммите по вопросам климатической повестки дня было заявлено об учреждении «Глазгианского финансового альянса в целях нулевых выбросов CO2», или The Glasgow Financial Alliance for Net Zero (GFANZ). Новое объединение получило поддержку более 450 коммерческих банков, страховых компаний и управляющих финансовыми активами. Совокупно члены альянса контролируют активы на сумму свыше $130 трлн, часть средств которых (возможно, значительную часть) они обязались направлять на финансирование зеленых проектов, т. е. проектов, улучшающих климатическую ситуацию на Земле. Более того, 43 управляющих выступили с заявлением о том, что уже сейчас треть контролируемых ими активов соответствует достижению цели нулевых выбросов.

А двумя неделями раньше, 19–20 октября, в Риме прошла встреча участников другого финансового объединения – Коалиции институтов развития, получившей название Finance in Common Coalition, или «Коалиция «финансы для всех», в которую вошли публичные банки развития (Public Development banks, далее – PDB), или, как их еще называют, институты финансирования развития (Development Financing Institutions, далее – DFI). По оценке Пекинского университета, в настоящее время в мире насчитывается 527 PDB/DFI, учрежденных в 195 юрисдикциях. Это глобальные и региональные многосторонние банки развития (МБРР, АзБР, НБР и др., всего – 47), национальные и субнациональные институты развития (их большинство – 480).

Если инициативу учреждения GFANZ связывают с работой бывшего управляющего Банком Англии, а ныне – спецпосланника генсека ООН по вопросам климата и финансам Марка Карни, то за коалицией стоит Агентство (по существу – банк) развития Франции и возглавляемый им Международный клуб финансирования развития (International Development Finance Club). Как и в альянс, в коалицию входят не только банки развития, но и учрежденные ими региональные ассоциации (их 12), а также международные клубы банков развития. Цели деятельности коалиции – объединение финансовых потоков в интересах устойчивого развития – поддерживают регуляторы, представители бизнес-сообщества, организации гуманитарного и благотворительного характера. Поэтому нет ничего удивительного в том, что с приветственными словами (посланиями) к участникам Finance in Common Summit обратились руководители ООН, МВФ, ВТО, ОЭСР, а в «диалоге лидеров» приняли участие первые лица крупнейших «глобальных» и национальных банков развития: ЕИБ, ЕБРР, АБИИ, KfW и др. ВЭБ.РФ была предоставлена возможность выступить в ходе пленарного заседания коалиции по теме финансирования проектов инклюзивного и устойчивого экономического роста.

Чем можно объяснить интерес финансовых институтов – как государственных, так и частных – к объединению усилий, к коллективным действиям, в то время как на высоком политическом уровне идеи многополярности в вопросах глобального управления с огромным трудом пробивают (если пробивают) себе дорогу? Если говорить о текущем моменте, то катализатором такого сближения являются объективно имеющиеся трудности с достижением «в одиночку» целей климатической повестки дня и целей устойчивого развития ООН, особенно на фоне активного участия финансовых институтов в преодолении последствий COVID-19. Несмотря на отсутствие в мандатах большинства участников коалиции и альянса функции антикризисного реагирования, именно на институты финансирования развития выпала важная роль поддержки частного предпринимательства (нередко через коммерческие банки) в тех отраслях, которые больше всего пострадали от пандемии, а также финансирования низкомаржинальных проектов социального развития, прежде всего в сфере здравоохранения. Так, в 2020 и 2021 гг. ежегодно PDB принимали обязательства о финансировании различных проектов на сумму, превышающую $2,2 трлн, а это 10% глобальных инвестиций.

Разумеется, формирование и коалиции, и альянса только начало пути к многостороннему сотрудничеству в интересах общецивилизационного развития, и крайне важно, что их стартапы практически совпали по времени. Представляется, что в «проклиматический» период глобального развития, скорее всего, PDB играть ключевую роль консолидаторов финансовых потоков, поскольку именно они строят мосты между правительствами и частным сектором, между национальной и международной повестками дня.

Образно говоря, институты финансирования развития представляют собой «видимую руку» рынка, которая помогает мобилизовывать, сохранять и направлять финансовые потоки в тех направлениях, где и решается будущее планеты. Остается надеяться, что члены альянса последуют за банками развития.

Приходится учитывать, что в последние годы заметно обострилась проблема наличия проектов, удовлетворяющих по своим финансово-экономическим показателям тем критериям, которые используются кредиторами/инвесторами для принятия решений о финансировании (кредитовании) проектов. Данное обстоятельство не может не сказаться на усилении конкуренции между участниками глобальных финансовых рынков. ВЭБ.РФ неоднократно сталкивался с данным явлением и в России, и в зарубежных юрисдикциях. Учреждение коалиции и альянса, призванных содействовать координации и сочетаемости действий их участников, позволяет рассчитывать на то, что здравый смысл будет доминировать при принятии управленческих решений в части финансирования как минимум «климатических» проектов и тем самым повысит эффективность использования того ресурсного потенциала, которым обладают их участники и который является особенно востребованным в постковидный период.

Дело остается за малым: необходимо, чтобы власти, прежде всего развитых экономик, адекватно отреагировали на четко выраженную коалицией и альянсом позицию о необходимости и важности многостороннего сотрудничества, на их стремление к коллективным действиям. В частности, требуется, чтобы, как акционеры этих институтов, они не препятствовали соответствующим устремлениям их участников и запустили бы процесс пересмотра политически мотивированных ограничений – например, по проектам устойчивого и зеленого (климатического) развития. На наш взгляд, необоснованными являются опасения, что средства, полученные, например, от размещения зеленых облигаций, могут быть использованы на иные цели: в мире уже действуют авторитетные институты – верификаторы таких проектов, и ВЭБ.РФ готов с ними сотрудничать.