Что ждет небольшие банки?

Цифровизация отрасли изменила расклад сил

В нынешнем году возобновились дискуссии о роли и перспективах небольших и средних банков. Они традиционно конкурировали с более крупными игроками за счет четкого позиционирования или нишевой специализации. К их традиционным преимуществам относили и более клиентоориентированный, непоточный подход к обслуживанию клиентов.

Масштабная цифровизация отрасли изменила расклад сил. Для целого ряда групп клиентов понимание качественного сервиса сузилось до комфортного и удобного мобильного приложения. Этому же средству взаимодействия клиента с банком стал проигрывать, кстати говоря, и интернет-банкинг.

Новым фактором влияния на рынок стал и выход в банковский сектор крупных игроков интернет-коммерции. Совокупность этих факторов и макроэкономической турбулентности в очередной раз подтолкнула к дискуссиям о консолидации рынка в пессимистичных тонах. Об этом, в частности, говорит международное рейтинговое агентство Moody’s в своем последнем обзоре, указывая, что наиболее вероятный сценарий консолидации российского банковского сектора – это добровольный уход мелких игроков с рынка. В Moody’s уверены, что даже при наличии желания у собственников таких кредитных организаций продать банк покупателей не найдется.

В то же время ключевые сильные стороны небольших и средних банков по-прежнему значимы. Довольно часто их системы кастомизированы под запросы крупных региональных промышленных клиентов. Еще одна особенность небольших банков – способность к быстрой трансформации. Крупные игроки даже при условии отточенных бизнес-процессов в процессе реализации инициатив могут столкнуться с бюрократическими барьерами. И если эти барьеры вовремя не преодолеть, то масштаб последующего административного отставания оказывается соразмерен масштабу банка.

То, что треть банков России сейчас работают по базовой лицензии (т. е. с минимальным размером капитала в 300 млн руб.), подтверждает конкурентоспособность небольших игроков. Но базовая лицензия сама по себе не «волшебная таблетка», и для создания баланса между интересами различных игроков небольшим банкам необходимы недискриминационный доступ к данным, а также возможность передавать ряд процессов на надежный и качественный аутсорсинг. Об этом говорит и регулятор.

Ограниченные бюджеты малых банков (которые могут быть препятствием для внедрения технологий и качественного аутсорсинга) представляются наиболее критичной проблемой, так как в данном случае речь идет не только о технологических факторах. Банковский рынок, да и финансовый рынок в целом, находясь в поиске новых решений, находится и в поиске специалистов, которые могли бы эти новые решения воплотить.

Речь идет не только о квалифицированных кадрах как таковых, но и о возможности небольших банков нанимать специалистов в первую очередь из области IT, data science, информбезопасности и смежных цифровых профессий. И как будет преодолен этот вызов времени – пока предсказать сложно.