Пять стимулов для сотрудников малых и средних предприятий

Почему в малых фирмах не работает система мотивации сотрудников крупных компаний

Казалось бы, когда все вокруг сокращают штаты, мотивация персонала – последнее, что должно волновать владельцев бизнеса. Но это не так. Потому что, после того как вы провели вынужденные сокращения, самое время задуматься о том, как стимулировать оставшихся сотрудников и сохранить рабочую атмосферу в компании. Владельцы малого бизнеса в большинстве своем думают, что мотивация заключается только в материальных стимулах и поэтому она действенна лишь в крупных фирмах. Однако и в малом бизнесе можно найти стимулирующие факторы для повышения эффективности работы сотрудников.

Гибкие вознаграждения. Малому и среднему бизнесу (МСБ) трудно соревноваться с крупным. Зарплаты в МСБ ниже, чем в крупных компаниях на сопоставимых должностях, и они не всегда белые. Не часто в маленьких компаниях можно встретить и четкую систему бонусов в зависимости от показателей эффективности сотрудника. Зато в МСБ система зарплат более гибкая, а в качестве мотивации владелец компании может предложить ключевым сотрудникам участие в капитале. При этом руководителям малого бизнеса было бы очень полезно взять на вооружение распространенную в крупных компаниях четкую систему премирования. Если в компании будет оговорено, что по итогам года или за выполнение отдельных проектов и функций сотрудник получит премию, это может оказаться весомым и стимулирующим аргументом для работника.

Пример владельца. Главным преимуществом небольших компаний является человеческий фактор. Личность владельца играет очень большую роль. И если генеральный директор в кризис сократит зарплату не только сотрудникам, но и себе, притом себе больше, чем остальным, то он поможет сотрудникам не так болезненно переносить ухудшение условий и заработает себе кредит доверия. Многие сотрудники ценят маленькие компании и за неформальную, часто даже семейную атмосферу и не променяют это ни на какие высокие зарплаты в больших организациях, где действуют жесткие регламенты, которые делают рабочую атмосферу более формальной и зарегулированной.

Быстрота принятия кадровых решений. Без долгих согласований повысить зарплату, сделать для сотрудника гибкий график работы, быстро принять решение по текущей деятельности – в этом малый бизнес, бесспорно, обгоняет крупный.

Возможности профессионального роста. Малое предприятие предоставляет сотрудникам шанс понять, как работает бизнес, а спустя какое-то время открыть свое дело и даже успешно его вести. Рядовому сотруднику крупной компании вряд ли удастся увидеть все грани бизнеса компании, во всяком случае, на это потребуется гораздо больше времени. Зато при поступлении на работу он будет четко знать свои карьерные перспективы: когда и при каких условиях он сможет выйти на следующую ступень. Эти методы малый бизнес тоже мог бы с успехом использовать у себя.

Банковские льготы. В отличие от крупных компаний в малом бизнесе сотрудники редко получают медицинскую страховку и прочие социальные корпоративные блага. Зато они могут получить кредит на выгодных условиях в банке, где обслуживается их фирма, или доступ к премиальным банковским продуктам. Сотруднику гораздо проще получить поручительство перед банком от компании, если ее владелец трудится с ним бок о бок.

Системы мотивации в крупных и малых компаниях сильно различаются. Многие сотрудники ценят свои крупные компании за известный бренд, стабильность, четко обозначенные перспективы и условия. Преимуществом же малого бизнеса является возможность получить бесценный опыт управления, быстро набраться нужного опыта, обрести самостоятельность. Возможностей для мотивации персонала у малого бизнеса немало, необходимо только грамотно ими воспользоваться.

Автор – председатель правления СДМ-банка