Вызовы для инфра­структурного строительства

Что ждет отрасль в 2016 году

Инфраструктурная отрасль в преддверии идеального шторма: уменьшение объема рынка, вызванное ухудшением макроэкономической ситуации, рост себестоимости, ограничение доступа к финансированию и рост его стоимости ставят на грань рентабельности даже наиболее эффективных игроков. Господдержка не дает стабилизировать ситуацию, это может увеличить число банкротств и уход части компаний.

Большинство существующих прогнозов свидетельствует о том, что стагнация российской экономики продолжится и в 2016 г. Неизбежным результатом этого станет продолжение снижения доходов, поступающих в бюджет, и рост его дефицита. В ходе обсуждения бюджета на 2016–2017 гг. правительством рассматривалось несколько сценариев распределения средств. Согласно одному из них планируется сокращение всех расходов в реальном выражении на 5%, что в конечном итоге привело бы к сокращению ежегодных инфраструктурных расходов на 15–20%. При таком сценарии рынок инфраструктурного строительства продолжит падение. А переход на однолетний цикл планирования не позволяет с уверенностью говорить о том, восстановятся ли расходы в дальнейшем.

Последствия этих сокращений скорее всего в большей степени отразятся на новых проектах или проектах в начальной стадии. По мнению экспертов и участников рынка, приоритет в финансировании будет отдан объектам, находящимся на завершающей стадии строительства, так как их выгоднее дофинансировать и сдать в эксплуатацию, нежели останавливать. Перспективы реализации ГЧП-проектов выше в сравнении с бюджетными: проекты ГЧП потребуют привлечения меньшего объема государственного финансирования, так как на первоначальном этапе необходимые на подготовку проекта средства составляют 0,5–1% от его общей стоимости. Так, с высокой вероятностью будут реализованы такие проекты, как обход Балашиха – Ногинск, ЦКАД ПК-3, ЦКАД ПК-4. В то же время увеличение стоимости кредитных ресурсов в связи с ограничением доступа к зарубежному капиталу, безусловно, будет ограничивать развитие ГЧП.

Консолидация продолжится

В ситуации падения рынка тенденция к консолидации отрасли в части традиционных игроков будет сохранена: большинство локальных игроков являются менее финансово устойчивыми и менее прибыльными по сравнению с лидерами рынка. Ограничение доступа к капиталу и текущие неблагоприятные рыночные условия вынуждают игроков уступать свои позиции более крупным конкурентам, что приводит к увеличению числа банкротств региональных и локальных компаний, и, по мнению участников рынка, данный тренд будет только усиливаться в ближайшее время.

Количество обанкротившихся компаний в 2014 г. увеличилось более чем в 3 раза по сравнению с 2013 г. (11 против 34), а на 26 ноября 2015 г. уже превысило прошлогодний показатель – 39.

При этом, по данным СПАРК, в 2013–2015 гг. были признаны банкротами 84 инфраструктурные компании, 25% из них – региональные.

На долю обанкротившихся компаний в 2013–2015 гг. пришлось чуть менее 20% от общей доли игроков в денежном выражении. Сохранение данной динамики приведет к консолидации рынка – останутся только игроки федерального масштаба и наиболее финансово устойчивые региональные игроки. Данная тенденция также приведет к сокращению производственных строительных мощностей, уменьшению численности высококвалифицированных специалистов и негативно скажется на развитии строительных технологий в РФ.

Из-за ухудшения финансового состояния и возросшей долговой нагрузки под угрозой банкротства находятся еще три крупные инфраструктурные компании. Согласно доступной информации, кредитор выразил намерение обратиться в суд с заявлением о банкротстве.

Конкуренция усилится

Несмотря на увеличение количества банкротств и консолидацию, конкуренция на рынке инфраструктуры не будет уменьшаться, а в ряде регионов будет только увеличиваться в связи с приходом игроков из смежных областей. Например, в области строительства жилья и коммерческой недвижимости показательным примером является Crocus Group, специализирующаяся в основном на строительстве коммерческой недвижимости. За последние несколько лет компания приняла участие в ряде государственных тендеров на строительство объектов транспортной инфраструктуры, в результате одного из которых была выбрана генеральным подрядчиком по первой секции ЦКАД. Также из опыта компании стоит выделить строительство 22 км дороги первой категории во Владивостоке и строительство моста через Павшинскую пойму в Красногорск стоимостью 1,1 млрд руб.

В сложившейся рыночной ситуации многим инфраструктурным компаниям будет необходимо поддерживать финансовый результат на уровне безубыточности за счет оптимизации затрат и мобилизации внутренних ресурсов: инфляционное давление по основным статьям себестоимости строительства и рост стоимости финансирования в большинстве случаев не покрываются индексами-дефляторами. При этом данные коэффициенты различаются в зависимости от региона расположения объекта строительства: так, в Москве значения индексов-дефляторов существенно превышают значения для других регионов, что оказывает дополнительное давление на инфраструктурные компании, реализующие там свои проекты.

Основной и наиболее критически проблемной зоной для игроков является рост себестоимости строительства по таким статьям, как услуги подрядчиков, материалы, персонал и проч. Доля субподрядчиков будет снижаться по сравнению с прошлыми периодами, так как игроки будут стараться реализовывать проекты собственными силами в связи с сокращением их количества. При этом даже те подрядные организации, которые останутся в перечне поставщиков, будут испытывать финансовые трудности в силу ухудшения ритмичности финансирования. Для крупных игроков будет важно обеспечить выживание критически важных поставщиков и подрядчиков, так как их смена приведет к росту расходов для их замещения.

Сырье дорожает

Что касается сырья и строительных материалов, на рентабельность компании оказывает существенное влияние несоответствие инфляционной составляющей, заложенной в контрактах, ее фактическому уровню, что приводит к разнице между фактической и сметной стоимостью строительных материалов. Участники рынка отмечают, что система реализации контрактов не предусматривает компенсацию роста стоимости строительных материалов и, как результат, себестоимости строительства проектов, в связи с чем снижается рентабельность компаний.

Анализ стоимости строительных материалов показывает, что наибольшим ростом за последние несколько лет характеризовались материалы, цены на которые формируются по экспортному паритету. Прежде всего это относится к металлоконструкциям. Так, стоимость черных металлов за 11 месяцев 2015 г. выросла на 11–19%, что соответствующе сказалось на стоимости металлоконструкций. Также ожидается, что существенно увеличится стоимость инертных строительных материалов (песок, щебень и их производные) в связи с платностью автодорог для 12-тонников и ограничением тоннажа для перевозки.

Много людей, мало денег

В большом количестве компаний уже частично проведена оптимизация численности персонала, но возможны дальнейшие сокращения. В такой ситуации важно помнить, что сокращение ключевого персонала в долгосрочной перспективе приведет к разрушению бизнеса компаний и снижению эффективности в связи с потерей наиболее ценных кадров, поэтому важно рассмотреть возможность формирования перечня критически важного персонала и обеспечить сохранение этих сотрудников любыми способами.

Стоимость финансирования большинства компаний в 2015 г. выросла. Лидеры рынка фокусировали свою деятельность на уменьшении доли краткосрочных заимствований и перевод большей доли долга в долгосрочный. Данная возможность была ограничена для большинства малых и средних компаний в силу того, что политика банков в отношении отрасли ужесточилась из-за роста объемов просроченной задолженности. Кроме того, ограничения в получении финансирования и рост стоимости обеспечения банковских гарантий привели к значительному снижению прибыльности игроков рынка. Государство планировало осуществить поддержку и реализовать меры по компенсации данных расходов, но это не было реализовано.

Основными мерами, которые используются игроками для снижения операционных затрат и возмещения убытков, являются оптимизация парка строительной техники и оборудования, дальнейшая оптимизация штата сотрудников, приостановка и консервация собственных производственных мощностей и приостановка программ модернизации и технического переоснащения, что в среднесрочной перспективе значительно ограничит потенциал развития отрасли в целом.

Можно констатировать, что без государственной поддержки инфраструктурные компании не смогут самостоятельно справиться со сложным положением на рынке и отрасль будет достаточно долго восстанавливаться после кризисных явлений.

Автор – руководитель группы стратегического и операционного консультирования КПМГ в России и СНГ