Как недорого сократить отток российских ученых из страны

Перестать финансировать науку, закрыться от остального мира и обвинять ученых в шпионаже
Что отличает российских ученых или студентов западных бизнес-школ от большинства остальных категорий россиян? В первую очередь, высокая конвертируемость их навыков

За последние полтора года – этот отрезок для нас самый болезненный – я посчитал, что отток [российских ученых из страны] увеличился», – заявляет президент Российской академии наук Владимир Фортов. Не знаю, в чем, по мнению главного академика, основная причина нового тренда – в недофинансировании науки, недовольстве реформой РАН, девальвации рубля или общей политической ситуации в стране, – но понятно, что отток не ограничивается одними учеными.

Если еще пару лет назад возвращение белых воротничков в Россию после работы на Западе не вызывало никакого удивления, то теперь этот поток кардинально иссяк – за последний год все известные мне случаи мотивированы исключительно значимыми личными причинами. Мне это очень хорошо видно из бесед со студентами бизнес-школ – еще полтора года назад вариант возвращения в Москву рассматривался как достойный. Год назад – как сомнительный. Сейчас для многих – как наименее приоритетный.

Что отличает российских ученых или студентов западных бизнес-школ от большинства остальных категорий россиян? В первую очередь, высокая конвертируемость их навыков. Выше она, возможно, только у топ-спортсменов из коммерчески привлекательных видов спорта. Даже руководителю российского офиса крупной западной корпорации обычно непросто найти аналогичную позицию в другой стране. А уж директору автосалона, торговавшего Chevrolet, можно только мечтать о похожей работе в США, Швеции или Сингапуре.

Для российских ученых, которые работают на переднем крае глобальной науки, границы после падения Советского Союза всегда оставались открыты. Поэтому ничего удивительного в том, что сейчас наблюдает президент РАН, нет. Это лишь еще одно подтверждение того факта, что наука в России не умерла окончательно, несмотря на многие деструктивные действия властей в последние десятилетия.

Есть ли способ окончательно задушить науку в России, тем самым полностью остановив отток ученых лет через десять? Мне в голову приходят три ингредиента рецепта. Во-первых, снижение финансирования – ведь в современном мире только математика стоит относительно недорого. Секвестр бюджета на фоне девальвации – движение как раз в этом направлении. Во-вторых, изоляционизм. Например, ректор МГУ Виктор Садовничий уверен, что общепринятая в мире оценка науки по количеству публикаций в ведущих мировых журналах наносит вред русскоязычным научным изданиям. «Как бы не получилось, что наши потомки будут узнавать о победе нашего народа в Великой Отечественной войне в журналах, индексированных в Web of Science», – заявил Садовничий. Этого, конечно, нельзя допустить. В-третьих, уголовные дела о шпионаже. Ученые ведь все время рассказывают иностранцам что-то значимое и новое.

Все три составляющие обязательны – СССР с успехом компенсировал два последних ингредиента гигантским финансированием фундаментальной науки. У России денег поменьше, да и наука не в приоритете – глядишь и получится. И можно будет с гордостью сказать: за последний год из страны не уехал ни один ученый. А некому было уезжать.

Автор – независимый обозреватель