Кого уволит кризис

Для развивающихся экономик характерна избыточная занятость, но сокращая персонал, можно дооптимизироваться до серьезных социальных проблем
Рациональная экономика предполагает оптимизацию штата. Но рост безработицы чреват для государства угрозой социального взрыва

Несмотря на оптимизм Владимира Путина, вряд ли все неприятности нашей экономики позади. При этом все уже выучили наизусть про пользу кризиса: открывает новые возможности, заставляет быть эффективнее. Вроде не поспоришь. Одно из направлений повышения этой самой эффективности – увольнение ненужных сотрудников. Проблема эта давняя. Рациональная экономика предполагает рост эффективности работников и оптимизацию штата, особенно в кризис. Но это приведет к росту безработицы, а для государства это угроза социального взрыва. Отсюда и тема искусственной занятости. В аэропортах западных стран активно идет переход на самостоятельную регистрацию и даже самостоятельное взвешивание и регистрацию багажа. А вот в Бразилии в лифтах сидят женщины и нажимают кнопки, чтобы везти пассажиров с этажа на этаж. Всем ясно, что они ну совсем лишние, но, сокращая персонал, в развивающихся странах можно дооптимизироваться до серьезных социальных проблем. Ясно, что в России с искусственной занятостью тоже все в порядке – посмотрите хотя бы на число охранников.

Красивая схема предполагает, что увольняемые могли бы заняться более интересным трудом, а расширение спроса создаст новые рабочие места. Да только это все в теории. На Западе идут дискуссии на тему необходимости обеспечить безработным «право на признание» – оплачивать им не только еду, но и определенный психологический комфорт. У нас при таком подходе многие вообще работать бы и не начинали. А если учесть, что доля людей с высшим образованием в РФ быстро растет, то они тоже могут такого начитаться и воодушевиться опасными для бюджета идеями. «Действующая модель экономического роста себя исчерпала» – это, безусловно, самая популярная фраза последних месяцев. Давайте посмотрим на нее с точки зрения занятости. В том плане, что надо кого-то срочно увольнять, чтобы люди перетекли в другие секторы.

Если старая модель – это сырье, то тут сразу мимо. Потому что голландской болезни в виде агрессивного перетока трудовых ресурсов в сырьевой комплекс у нас нет. Если верить Росстату, в добыче полезных ископаемых занято чуть более 1,5 млн человек, что не так много. Причем за путинское правление их число выросло всего на 200 000 человек. Есть, правда, еще государственное управление и обеспечение военной безопасности, что тоже можно провести по статье «старая модель». Там цифра впечатляющая – примерно 5,2 млн. Но вот что странно: за путинские годы рост менее чем на 1,5 млн. Для сравнения: в оптовой, розничной торговле, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий – рост аж на 3,5 млн (до 11,5 млн человек). В гостиничном и ресторанном бизнесе – более чем на 600 000 (до 1,7 млн). В операциях с недвижимым имуществом и услугах увеличение на 2,6 млн (до 4,8 млн). Даже в образовании рост почти на 600 000 (аж 6,5 млн занятых). Прямо постиндустриальная экономика. Вот и посмотрим, кого уволит кризис.

Автор – гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности