Оппозиция эффективнее государства

Новосибирская кампания доказала, что у оппозиции больше управленческого опыта, чем у власти
У оппозиции куда больше управленческих талантов, чем у чиновной махины российского государства

Не только в России, где традиции публичной политики почти отсутствуют, но и в странах с многовековой историей демократии распространен предрассудок об «управленческом опыте». Якобы человек, не поработавший несколько лет на ответственной корпоративной или чиновной позиции, не сможет справиться с выборной должностью в исполнительной власти. Чтобы стать президентом, надо сперва потрудиться губернатором или хотя бы директором в компании.

Этот упрек не раз адресовали Алексею Навальному и его сторонникам. Но сейчас, в разгар очередной предвыборной кампании, стало совершенно ясно, что дело обстоит ровно наоборот. У оппозиции куда больше управленческих талантов, чем у чиновной махины российского государства.

Не располагая ни административным, ни корпоративным ресурсом, не имея даже сложившейся централизованной партийной структуры, сотрудники штаба оппозиционной коалиции совершили в июле настоящий управленческий подвиг. Они не просто собрали все необходимые подписи в 1,5-миллионном Новосибирске, но и создали масштабируемую систему сбора этих подписей, которая станет образцом для сотен будущих избирательных кампаний. Леонид Волков выстроил операционную систему, которая в разгар отпускного сезона заручилась необходимой поддержкой избирателей, позволила заранее проверить качество подписей, вычистить бракованные листы, обзвонить граждан, поддержавших партийный список. Если бы в России была политическая конкуренция, эту разработку можно было бы продавать по франшизе партиям-оппонентам. Записи Волкова из Новосибирска читаются, как производственный роман.

После того как люди без навыков менеджмента собрали деньги по подписке, скоординировали работу сотен волонтеров, проделали адову работу и предоставили документы в новосибирский избирком, изумленные граждане могли наблюдать, каким ресурсом управленческого опыта обладает могущественное российское государство. Избирком путал адреса и буквы в текстах запросов. Областное УФМС отзывало подписи граждан на том основании, что у них шесть (как положено), а не пять цифр в номере паспорта, и настаивало, что в базе данных нет ошибки, и одну из жительниц города действительно зовут Дарья Тимурович (sic!), не удосужившись даже ей позвонить. Ни мэр, ни губернатор, ни один федеральный чиновник – никто не посчитал нужным разобраться в ЧП, которое угрожает самому фундаментальному праву граждан. Государство оказалось некомпетентно и трусливо, как пойманный на копеечной растрате титулярный советник. Предвыборная кампания в Новосибирске – лучшее доказательство, что у оппозиции больше управленческого опыта, чем у власти.

За последние 15 лет выборное законодательство в России кардинально менялось несколько раз. Теперь мы в очередной раз убедились, что это была сплошная болтовня, и за все это время государство не смогло наладить даже базовые электоральные процедуры. Говоря на языке политической власти, Кремль «умеет только разглагольствовать». А трудоемким, важным, государственным строительством в России занимается Леонид Волков, голодающий сейчас в Новосибирске.

Автор – редактор журнала РБК