В поисках буфера

Финляндии не стоит беспокоиться о безопасности Аландских островов
Это для Сталина Финляндия была буферным государством, своего рода защитным бруствером, а для Путина такую роль всегда играла Украина

Тема нападения путинской России на восточный форпост западной цивилизации – страны Балтии, Польшу и Финляндию – уже не один месяц остается актуальной. На днях недавно назначенный министр обороны Финляндии Юсси Ниинисте высказал опасения по поводу того, что на стратегически важных Аландских островах, финской территории, населенной преимущественно этническими шведами, могут высадиться русские «зеленые человечки». Красную угрозу сменила угроза зеленая.

Два флешбека.

В 1809 г. во время переговоров шведов и русских о заключении мира в Фридрихсгаме позиции шведской стороны, уступавшей Финляндию, что превращало Александра I в великого князя Финляндского, были крайне слабыми. Для того чтобы претендовать на Аланды, русским переговорщикам достаточно было объявить эти острова финской землей. А в качестве доказательства использовался тот аргумент, что Аландские острова соединяются льдом с материковой Финляндией четыре месяца в году. Так Аланды стали русской землей, там же со временем располагалось самое западное почтовое отделение империи, а столица островов Мариехамн названа в честь супруги императора Александра II.

Весной 1938 г. советский разведчик Борис Рыбкин, в миру – дипломат Борис Ярцев, на встрече с министром иностранных дел Финляндии Р. Холсти предложил для совместной защиты от неизбежного, как он утверждал, нападения Германии начать с участием советской стороны строительство на демилитаризованных в 1921 г. Аландских островах оборонительных укреплений. Финны ответили отказом, равно как не приняли и последующие предложения Сталина о размене территорий. Ну а потом началась «финская война».

Так что в определенном смысле Аланды – святая для русского человека и русского оружия земля. Почти такая же, как Крым. Или почти такая же, как Свальбард, он же, по-русски говоря, Шпицберген, остров русской арктической славы. Да мало ли еще на карте мира исконно русских островов. В этом смысле отчасти можно понять настроения в некоторых сопредельных с Россией странах.

Но даже в случае увеличения градуса изоляции России от западного мира армия «зеленых человечков» не пойдет на Запад. Во-первых, на полноценную войну нет экономических ресурсов. Во-вторых, если мотивировать западный поход интересами русского населения, например, в Прибалтике, то надо понимать, что российским политическим элитам на него глубоко наплевать – это лишь карта, которая иногда, и теперь все реже, разыгрывается в пиар-целях.

Главное же, в-третьих, это для Сталина Финляндия была буферным государством, своего рода защитным бруствером. А для Путина такую роль всегда играла Украина. Кроме того, в представлении высшего российского политического руководства западные границы Русского мира как отдельной цивилизации проходят где-то чуть западнее и юго-западнее нынешних мятежных Донбасских республик, но не дальше. И смысла ходить туда нет.

Ну и, кроме того, надо помнить, что Юсси Ниинисте – представитель националистической партии «Истинные финны». С адекватным восприятием действительности у националистов по обе стороны границы всегда все было «хорошо».

Автор – директор программы Московского центра Карнеги