Почему дружба России и Китая игнорируется на Западе?

Возможно, Запад ждет смены политических систем в этих странах
Я могу дать только одно объяснение. Запад закладывается на смену политической системы в России или Китае (или даже и там и там)

Приближающийся визит Владимира Путина в Китай станет одним из основных сюжетов начала сентября. Китайский вектор является основным способом пугания Запада. Логика понятна – Запад не желает воспринимать Россию как потенциального партнера, и поэтому свою дружбу и свои ресурсы мы предлагаем Китаю. Что должно Запад отрезвить. Формула нашей кооперации звучит примерно так: у России есть ресурсы, а нужны деньги. У Китая есть деньги, а нужны ресурсы.

При этом возникает важный вопрос: почему же столь очевидные последствия санкций не пугают США и Европу? Довольно популярный ответ – они считают усиление кооперации блефом. Банально не верят в реалистичность данного сценария. Вроде как все это подтверждается цифрами. Скажем, товарооборот с Китаем упал за первое полугодие 2015 г. примерно на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Да ведь фокус в том, что упал он в долларах США. А рубль за тот же период подешевел на 60%. Или вот постоянно публикуемые в западной прессе статьи о полной провальности газового контракта с Китаем, подписанного в мае 2014 г. Главный аргумент – цена на нефть резко упала, а с ней пошла вниз и стоимость газа для Китая. Забывается маленькая деталь – поставки должны начаться в 2019 г., и поэтому значение имеет цена на нефть именно 2019 г. Которую, естественно, никто точно не знает. Забывается и то, что девальвация рубля удешевляет в долларах создаваемую инфраструктуру.

Да, Китай не спешит сломя голову в наши проекты. Многие переговоры затягиваются – скажем, по Ванкору. Но это вовсе не означает, что Китай полностью отказался от планов вхождения в российские проекты. Да, Китай не спешит в Россию. Но наивно думать, что он не воспользуется предоставляемой возможностью. Китайское присутствие в России становится все заметнее – что в нефтегазовом оборудовании, что в автопроме, что в информационных технологиях. Понятно, что экономическая кооперация с США и ЕС у Китая на порядок выше, но стратегически он вполне способен проявить аккуратность по отношению к Западу. И этому вполне может способствовать прокатывающаяся по Китаю волна кризиса.

Все это я говорю не для того, чтобы показать: у нас есть Китай, и на этом все наши проблемы заканчиваются. Не исключено как раз, что на этом они только начинаются. Тут иллюзий нет. Но вопрос в другом. Почему же довольно очевидные тенденции в двухсторонних отношениях все же игнорируются на Западе?

Можно объяснить это превалирующим желанием наказать Россию, которое не дает возможность оценить потенциальные издержки. Но сомнения в такой трактовке есть. Тем более что недооценка Китая уже была – Запад совершенно проспал экспансию Китая в Центральной Азии. И вряд ли сейчас не просчитывает последствий. Я могу дать только одно объяснение. Запад закладывается на смену политической системы в России или Китае (или даже и там и там). Которая произойдет быстрее развития интеграции двух стран. Посмотрим, не слишком ли смелы подобные ожидания.

Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности