Век непонимания и конфликтов

Парадоксально, но современные медийные технологии разделяют людей все сильнее
Мир никогда не был настолько проницаем. Но, парадоксально, современные медийные технологии разделяют людей все сильнее

Четверть века назад мир праздновал разрушение стен. Берлинская стена пала, железный занавес испарился. Потеряв идеологическую и финансовую подпитку, один за другим прекращались конфликты, связанные с противостояниями той эпохи, – в Северной Ирландии, Африке, Юго-Восточной Азии.

Но борьба левого и правого, восточного и западного не завершилась вечным миром, а переросла в другую борьбу. Большинство новых физических стен разделяют не Запад и Восток, а Север и Юг. Это стены, отделяющие одно качество жизни от другого, одну политическую систему от другой, но уже не по признаку идеологии.

Те, кто сумел обустроить свою родину, борются с теми, кто, как они считают, ничего не умеет, против недовольных первой родиной и ищущих себе другую. Самый известный пример такой стены – забор, построенный Венгрией на границе с Сербией. Таких заборов много – их строили Испания, Греция, Болгария, США, Саудовская Аравия. И будут строить многие другие. Вступление России в войну на стороне правительства оставшейся части Сирии практически гарантирует усиление потока беженцев.

Но в мире строятся и другие стены – и они, возможно, станут даже более значимыми, чем физические. Это виртуальные стены, возникающие вокруг регионов, стран, групп и даже отдельных людей, – стены, возводимые с помощью технологий, которые должны были, казалось, обессмыслить разделения и границы. Эти технологии – медийные, сочетающие «старые» и «новые» медиа, включая телевидение и социальные сети.

Давно изучены эффекты пузырей и эхо-камер, которые мы сами вокруг себя создаем, стремясь отключиться от неприятных собеседников и коллекционируя в «друзьях» только тех, кто нам не противоречит или близок по духу. Это тоже стены, но возникают они настолько естественно, что нет сил всерьез говорить о вреде такого рода разделений для картины мира. Может быть, они и не вредны. В любом случае это выбор личности.

Другое дело – пузыри, создаваемые вокруг сообществ, наций, регионов и стран. Мир никогда не был настолько проницаем. Но, парадоксально, современные медийные технологии разделяют людей все сильнее. Медиа, особенно интернет, настолько легко поддаются захвату группами интересов и государствами, что ничего не осталось на сегодня от прежней эйфории по поводу разных форм открытости, рывков в уровне подотчетности чиновников и корпораций простым гражданам.

Наступивший век, кажется, будет веком разделений, недоразумений, непонимания и вызванных этим конфликтов. Люди не готовы интересоваться альтернативными истинами, находящимися от них на расстоянии, как говорится, одного клика. Религии и государства создают вокруг себя и своей единственной правды непробиваемые «купола». Медиареальности религиозных общин, партий, стран, особенно России, Китая, Ирана и большинства западных стран, – несовместимы. Это языки, заниматься переводом между которыми охотников гораздо меньше, чем заниматься переводом между национальными языками. Второе умеют делать даже роботы. Но может ли Google научить общаться суннитов и шиитов, социалистов и консерваторов, русских и американцев?