Либерал в овраге

Даже если запчасти сделаны только малыми предприятиями, собирает самолет все равно крупный концерн
Регуляторы представляют современное крупное производство в виде муравейника, в который толпы муравьев несут свои иголочки

О том, что старая модель экономического роста зашла в тупик, знают уже все. Что делать – тоже известно. Нужны хорошие институты, честная конкуренция, развитие частного бизнеса, лучше малого и среднего. Так, по крайней мере, думают представители лагеря, который принято маркировать как либеральный. А они превалируют в министерствах и ведомствах, отвечающих за экономическую политику.

Многие идеи и впрямь выглядят разумно. Однако иногда внедряются они с упорством, граничащим с догматизмом. Что приведет к одному: формально-то они будут реализованы, но никакой новой структуры экономики вы не получите.

Возьмем тему малого и среднего бизнеса (МСБ). Государство даже создало целую Корпорацию по поддержке малого и среднего предпринимательства, на днях получившую своего директора. Кстати, удивительно, что яростные критики госкорпораций как класса для защиты МСБ сами решили создать именно корпорацию. Ну да ладно, вдруг поможет.

Но пойдем дальше. Одной из идей развития МСБ является принуждение крупного бизнеса к закупкам у малого и среднего. Логика вроде бы есть. В законе прописан норматив в 18% – такую долю надо брать у МСБ по всей закупаемой номенклатуре, вне зависимости от отрасли и изделий. Вот тут начинаются те детали, в которых дьявол. Я знаю некоторые крупные госкомпании из нефтяной индустрии, которые уже отчитались о перевыполнении этого норматива. И довольно улыбаются. А секрет прост. Создаются липовые компании МСБ, которые становятся еще одними «прокладками» в закупках. В итоге все осталось как есть, но отчитались красиво.

Интересно, что сами регуляторы честно признают, откуда взялась цифра в 18% – это был торг с крупными компаниями. Никаких расчетов тут нет. Я помню, как один уважаемый вице-премьер два года назад говорил о том, что монополии могут снижать ежегодно операционные затраты на 10%, но при этом признавался, что цифры даются без анализа конкретных статей затрат.

Регуляторы представляют современное крупное производство в виде муравейника, в который толпы маленьких и средних муравьев несут свои иголочки. Из которых и возникает большой муравейник.

Увы, такая схема работает далеко не для всех товаров. Но даже если и признать ее верной, возникают вопросы. Возьмем, скажем, самолет – допустим, что все запчасти сделаны только малыми предприятиями. Но собирает-то его все равно крупный концерн. А покупать его авиакомпания должна у завода. Готовый самолет мелким бизнесом сделан быть не может. Вообще, именно на сборку и приходится сегодня основная часть добавленной стоимости. До этого был очень похожий сюжет с требованием крупных компаний закупать продукцию и услуги непосредственно у производителей. Что полностью противоречит практике EPC-контрактов, считающихся важной формой производства инновационной продукции.

Не могу сказать, что догматизм подавляет все. Скажем, были изменены критерии отнесения к МСБ – увеличен критерий годового оборота. Но все равно очень часто великие стратеги забывают про овраги, которых нет на бумаге.

Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности