Вместе мы теперь с Европой или нет

Необходимо хотя бы начать говорить о сотрудничестве
Сотрудничество с Россией вовсе не синоним одобрения ее политики. Просто постоянное отпихивание создает проблемы и самим европейцам, да и Россию явно не делает лучше

Для России после парижских терактов главный вопрос диалога с Западом – вместе мы теперь с Европой или нет. Речь идет не о немедленной ликвидации противоречий, но по крайней мере о начале хоть какого-то вменяемого разговора о сотрудничестве. Если этого не произойдет сейчас, нам почти точно гарантировано падение в пропасть в отношениях с ЕС. И я лично не вижу в этом ни малейшего позитива ни для одной из сторон.

Главный посыл очевиден: у нас есть общая угроза и лучше бороться с нею вместе. Понятно, что можно выстраивать замысловатые логические конструкции вроде того, что поток беженцев накрыл Европу только из-за Асада и Путина, который все время его поддерживал. Скажем, Керри после переговоров в Вене сказал, что боевики всего мира стекаются в «Исламское государство» (ИГ; запрещенная в России организация) только из-за фигуры Асада. Но это сильная натяжка. Кстати, отец Башара Хафез Асад был диктатором покруче сына, при этом исламистов он все же прижал, а нервной реакции Запада в ответ не вызывал. Да и исламисты почему-то не объединились ради борьбы с ним. Возможно, все же стоит посмотреть на проблему шире – обратить внимание на фактор саудовских и катарских финансов в формировании сирийской оппозиции и ИГ. Кстати, часто приходится слышать версию о резком росте присутствия катарских денег и в европейской политике – в том числе во Франции. Но от этого предпочитают отмахиваться.

Без России Европе будет сложно не только воевать с террором, но и решать экономические проблемы. По стечению обстоятельств буквально за день до терактов отмечали 40 лет поставок газа во Францию. Даже в период холодной войны европейским политикам хватило рациональности начать закупку углеводородов у России. А причина проста – энергетический шантаж Запада исламскими странами. Сегодня же, наоборот, в Европе считают, что такие поставщики газа, как Иран, Ирак, Туркменистан, Азербайджан, и Турция как транзитер являются надежными партнерами и использовать энергетику в политических целях не будут.

Да, есть точка зрения, что в вопросе о ценностях компромисса быть не может. Но ведь и с ценностями есть проблемы. Почему, скажем, выборы в Азербайджане проходят совершенно не замеченными в Европе (как и выборы, скажем, в Казахстане, а теперь и в Белоруссии)? Последние выборы в Турции все же вызвали критику, но скорее дежурную. Вступление Турции в ЕС хоть и выглядит утопией, но этот диалог идет. Хотя Турция вообще-то захватила Северный Кипр и эта проблема не решена – к вопросу о популярном тезисе, что «до Крыма после Второй мировой войны никто границы в Европе не пересматривал».

Но и энергетика не единственная тема. В самом начале декабря в Париже должен пройти климатический саммит. И здесь без России трудно обойтись – если вы действительно думаете об экологическом будущем планеты, а не просто сотрясаете воздух красивыми фразами.

Сотрудничество с Россией вовсе не синоним одобрения ее политики. Просто постоянное отпихивание создает проблемы и самим европейцам, да и Россию явно не делает лучше.

Автор – генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности