Музыка администрации

За что актера Пиджакова проверяют на экстремизм
Я не призывал их идти ломать здание администрации. Я имел в виду: идите и морально крушите власти

Ведущего протестного митинга «Защитите нас от паводка!» в 30-тысячном городе Кудымкаре, актера местного драмтеатра Антона Пиджакова проверяют на экстремизм. Поводом для проверки послужили его слова: «Так зачем дело-то встало. Вот вы. Вас сотня человек. Вот администрация. Правильно? Пошли да и сломали ее к чертовой матери».

«Конечно, я не призывал их идти ломать здание администрации, – уверяет Пиджаков. – Я имел в виду: идите и морально крушите власти. Вас же много. Вот есть вы – более 100 человек. И есть администрация. Идите туда и решайте свой вопрос». Соорганизатор митинга Валентина Коньшина объясняла потом сотрудникам полиции, что восприняла эти слова «как фразеологизм»: «Никакого прямого значения в этих словах не было. Мы поняли, что нас призывают не в прямом смысле пойти сломать, а пойти и добиться выполнения требований». Сотрудники полиции, по словам Коньшиной, признались, что и сами не видят в ситуации ничего крамольного, но слышали про контроль со стороны губернатора.

Весной вышедшая из берегов река Иньва затопила нижнюю часть города. Пострадали сотни домов и огородов, многие остались без жилья и без урожая. 15 мая горожане собрались выразить недовольство бездействием местных властей. Они требовали выяснить и устранить причину затопления, навести порядок в эксплуатации гидротехнических сооружений, переселить людей из ветхих домов, оказавшихся в зоне затопления, признать ситуацию стихийным бедствием и выплатить пострадавшим компенсации, соответствующие реальному ущербу.

Мероприятие было согласовано с руководством города, но во время проведения в здании администрации включили громкую музыку. И. о. главы городской администрации Владимир Бражкин мотивировал это так: «У вас свой праздник, а у нас свой: Международный день семьи». Ведущего митинга это возмутило: «Он [Бражкин] мне говорит: «Антон, надо спокойнее, не надо поднимать бунт!» Это я поднимаю бунт?! Я вижу бабушек, которые плачут. Люди пришли с болью, а они там у себя в администрации включают музыку!» Реагируя на эмоциональное выступление одной из участниц, Пиджаков и употребил выражение «пошли да и сломали». Когда к нему пришли люди в погонах, он воспользовался 51-й статьей Конституции.

Это был второй протестный митинг в новейшей истории Кудымкара – полтора года назад около 200 человек собрались на центральной площади, чтобы потребовать улучшения качества местной медицины: один за другим в местной больнице погибло несколько детей. Тот митинг не был согласован с администрацией и закончился недолгим задержанием ведущего – коллеги Пиджакова по драмтеатру, – а также оформлением административных протоколов в отношении организаторов. Правда, потом местный прокурор посчитал действия администрации по воспрепятствованию мирному протесту граждан незаконными, а суд оправдал организаторов.

В этот раз, особенно если решение будет приниматься не на местном уровне, все может оказаться серьезнее. Но пока еще остается шанс, что вместо возбуждения очередного уголовного дела по экстремистской статье власти и гражданское общество вместе подумают, как сломать плохо работающую систему коммуникации и научиться слышать то, что до них действительно пытаются донести.

Автор – журналист