Наши лесные университеты

Зачем государство дает двоечникам высшее образование
Лишь несколько процентов действительно хотят заниматься экологией или лесом. Остальные абитуриенты – это двоечники, которых никуда больше не берут

«Самое главное, что мы сделали, – мы создали механизм, который предотвращает появление образовательных программ низкого уровня и деятельность шарашкиных контор», – заявил на днях министр образования Дмитрий Ливанов. Речь шла о мониторинге высших учебных заведений, который ежегодно проводит министерство и в котором участвуют все вузы – государственные и негосударственные. По результатам этого мониторинга некоторые вузы лишаются лицензий, и министр предсказывает, что отдельные случаи еще могут возникнуть в будущем. Впрочем, уже сейчас, по мнению Ливанова, можно говорить о гарантии сохранения высокого уровня российского образования.

На этом месте все должны встать и сопроводить заявление министра бурными и продолжительными аплодисментами.

Однако я вместо этого предложил бы министру ознакомиться с результатами зачисления абитуриентов в государственные университеты на бюджетные места по некоторым специальностям. Мои любимые – это лесное дело и экология (дальше последует несколько занудных примеров).

В прошлом году государство взялось бесплатно обучать по специальности «технологические машины и оборудование» 90 студентов в Московском государственном университете леса со средним баллом ЕГЭ 51 и самым низким баллом 36,7. А, например, в Дальневосточном государственном аграрном университете лесному делу теперь учатся 35 первокурсников со средним баллом ЕГЭ 38,9 (самый низкий – 33,3). Еще 69 человек за наш с вами счет учатся экологии в Брянской госсельхозакадемии – средний балл у них 39,3. Можно привести сотни похожих примеров.

Что такое школьник со средним баллом ЕГЭ 40 или тем более 33? Это человек, получивший двойку с плюсом по всем предметам. И по математике, и по русскому языку, и по всем остальным дисциплинам.

И тут я довольно категоричен: на факультете из 40 двоечников невозможно обучить и пяток хороших специалистов, удовлетворяющих современным требованиям.

Почему такие низкие баллы при поступлении, почему государство дает двоечникам высшее образование? Только ли в том дело, что эти профессии предпочитают самые глупые школьники? И как это работает, если Ливанов утверждает, что вовсю действует некий механизм против шарашкиных контор?

Ответ на эти вопросы довольно элементарный. Это не самые престижные профессии. Из всех, кто туда идет учиться, лишь несколько процентов действительно хотят заниматься экологией или лесом, и большинство из реально мотивированных школьников поступают в самые престижные доступные места. Остальные абитуриенты – это двоечники, которых никуда больше не берут.

Чтобы исправить ситуацию, государству нужно всего лишь раз в пять сократить число бюджетных мест по непрестижным направлениям. То есть закрыть четыре из пяти факультетов экологии и лесного дела. И только после этого начать рассуждать о поддержании высокого уровня образования на оставшихся элитных факультетах экологии и лесного дела.

А вдруг стране перестанет хватать экологов (в чем я сильно сомневаюсь)? Тогда за них начнется борьба, их зарплаты начнут расти и престиж экологических вузов пойдет вверх.

Автор – независимый обозреватель