Россия молодая

Чем стал и чем должен стать день годовщины суверенитета России
В нормальной ситуации день обретения Россией своего суверенитета должен был бы стать главным праздником государства. Но нынешние власти, кажется, хотят, чтобы о происхождении праздника было забыто окончательно

Самый странный праздник современной России – 12 июня. С каждым годом его существование вызывает все больше недоумения и вопросов у значительной части политической элиты и населения. Дошло до того, что буквально накануне национального праздника с подачи лидера КПРФ обсуждалась его замена на день крещения Руси – и сама эта идея не была отвергнута с порога как кощунственная и неуместная.

В нормальной ситуации день обретения Россией своего суверенитета должен был бы стать главным праздником государства. Но нынешние власти, кажется, хотят, чтобы о происхождении праздника было забыто окончательно. Возможно, потому годовщина принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР в последние годы превращена в абстрактный День России, который действительно можно праздновать когда угодно, совместив хоть с днем крещения Руси, хоть с днем рождения В. И. Ленина.

При этом нынешнее руководство страны все-таки не решилось полностью отменить празднование неудобной годовщины. События 1990–1991 гг. произошли не просто на их памяти, но в каком-то смысле и при участии тогдашних сотрудников Анатолия Собчака, однако педалировать эту тему никто не хочет, а потому обсуждение событий четвертьвековой давности происходит сдержанно, без конкретики. Выступая в этом году на официальном приеме по случаю праздника, Владимир Путин описал его суть без какой-либо привязки к реальным событиям 1990 г.: «12 июня в истории России – это дата, знаменующая начало кардинальных преобразований. Они были востребованы временем <...> Сегодня мы вспоминаем об этих временах как о далеком прошлом, хотя прошло и не так много времени. И то, что тогда было абсолютно новым, неизведанным, сложным, уже прочно укоренилось в современной жизни». Как таковая Декларация о суверенитете РСФСР вообще не упомянута в речи.

Наша страна молода, ей всего 26 лет в юридическом смысле, а де-факто и вовсе 25: до августа 1991 г. суверенитет России оставался вторичным и существенно ограничивался структурами СССР. Попытки некоторых политических лидеров России отрицать или последовательно игнорировать истинный возраст нашего современного государства если о чем и говорят, то только об их политической инфантильности: искусственно удлиняя историю ныне существующей Российской Федерации чуть ли не до крещения Киевской Руси, они выглядят как подростки, пытающиеся с помощью нарисованных усов и бороды выглядеть солидными и умудренными опытом мужами.

В 1990 г. Россия взяла курс на построение современного, независимого и самостоятельного государства – светского, демократического и ориентирующегося прежде всего на права человека и его свободу, а не на имперскую мифологию предыдущих периодов своей истории. Перестав быть частью СССР, Россия получила уникальный шанс обнулить негативные тенденции, отказаться от ответственности за целый ряд сопредельных государств и народов, начать созидать свое будущее, взяв из прошлого только самое прогрессивное и хорошее.

К сожалению, страна сбилась с этого пути. Реваншизм и имперская ностальгия с некоторых пор объявлены едва ли не главным смыслом существования государства, а ценности Декларации о государственном суверенитете РСФСР радикально пересмотрены или вовсе отвергнуты. Тем не менее молодость государства – едва ли не единственный повод надеяться, что болезни роста будут преодолены и Россия вернется на магистральный путь современной цивилизации. В государстве, которому всего 26 лет, ничто не может считаться окончательным и неоспоримым.

Автор – президент Института развития и модернизации общественных связей, Екатеринбург