Слепая благотворительность

Как пытается менять систему образования фонд Билла и Мелинды Гейтс
Людей, которые занимаются благотворительностью в образовании, можно разделить на три категории: тех, кто помогает учиться бедным, тех, кто дает деньги самым умным, и тех, кто хочет изменить мир

Людей, которые занимаются благотворительностью в образовании, можно разделить на три категории: тех, кто помогает учиться бедным, тех, кто дает деньги самым умным, и тех, кто хочет изменить мир (ну или на худой конец систему образования). Я за любую благотворительность и любые дополнительные деньги, которые приходят в систему образования. Даже если в итоге долгосрочный эффект будет незначительным, как минимум какие-то школьники или студенты получат лучшее образование, а учителя или профессора заработают больше денег.

Один из главных в мире меценатов в области образования – самый богатый человек планеты Билл Гейтс. Вместе с женой Мелиндой он создал фонд, который потратил миллиарды долларов на образование в США и других странах. Гейтс занимается благотворительностью третьего типа. По крайней мере в США работа его фонда во многом направлена именно на улучшение системы образования. Могут ли российские меценаты научиться чему-нибудь у Гейтса? Наверняка могут. В том числе и тому, что поменять систему крайне сложно. Уже несколько попыток фонда сдвинуть американское школьное образование с достаточно посредственных позиций провалились.

Сначала фонд пытался развивать небольшие школы. Идея была в том, что школы со слишком большим числом учеников не могут обеспечить достаточно высокий уровень образования для всех школьников. Теория провалилась, и, несмотря на потраченные сотни миллионов долларов, никаких статистически значимых доказательств успешности малых школ не появилось. Потом была попытка инвестировать в лучших учителей (выплачивать им бонусы). Многим учителям стало лучше жить, но на уровне образования в регионе, где проводился эксперимент, это не сказалось. Затем фонд занялся продвижением более разумных, как казалось управляющим, стандартов обучения. Но и тут неудача.

«Мы должны признать, что продвижение системных изменений в образовании – это тяжелая задача, – написал в последнем письме-отчете президент фонда Билла и Мелинды. – Способствовать появлению большего числа хороших государственных школ очень сложно». «У фонда нет ответов на все вопросы», – добавляет он.

Думаю, что источники проблем, с которыми столкнулся Билл Гейтс, универсальны во всем мире. Специалистов в образовании мало, эффект от кардинальных изменений просчитать сложно и некому, а разумные идеи могут оказаться ерундой, поскольку не учитывают сложившиеся реалии, многообразие форм образования в одной системе и общественное сопротивление. В конце концов, даже ответ на вопрос, что такое хорошее образование, у каждого свой. Средний балл ЕГЭ, общая доступность, равномерность результатов, удовлетворенность детей, победы в олимпиадах, большая зарплата через 10 лет и т. д. Обеспечить все это для каждого из детей невозможно.

И все-таки, несмотря на все проблемы и неудачи фонда Гейтсов, я уверен, что любой доллар или рубль, потраченный на образование, – это благо. Ведь мы не можем просчитать и хорошие эффекты.

Автор – независимый обозреватель