Плохо образованные оптимисты

Работодатели ценят выпускников гораздо ниже, чем они сами
Большинство университетов никак не общается с реальными работодателями и не имеет карьерных служб. То есть донести до студентов, что их ждет в реальной жизни, просто некому

Почти все (91%) работодатели считают, что у выпускников российских университетов недостаточно практических навыков для выполнения их работы. Такие выводы сделал ВЦИОМ, опросив молодых специалистов и работодателей. Выводы звучат как точный диагноз российскому образованию, и поэтому неудивительно, что 80% работодателей ратуют за закрытие неэффективных вузов, а среди всего населения эта идея находит положительный отклик у 65% респондентов.

Отсутствие практических навыков – это действительно бич нашего высшего образования. Я много раз слышал от своих однокурсников по мехмату МГУ, что фундаментальное образование, которое мы получали, позволяет так натренировать мозги, что потом можно будет решать любые задачи в жизни. В чем-то это правда. Однако я искренне считаю, что курс практической статистики дал бы всем выпускникам мехмата, которые не выбрали занятия чистой математикой своей профессией, гораздо больше, чем любой предмет, который мы проходили на 5-м курсе. С точки зрения теоретической подготовки мне было гораздо проще вникнуть в курс практической статистики в бизнес-школе, чем большинству моих однокурсников по INSEAD. Но это не отменяет того факта, что половины курса я просто не знал.

Естественно, проблемы с «заумностью» образования есть не только на мехмате. Большинство курсов высшей математики на порядок сложнее, чем требуется 99% профессий, к которым готовит высшее образование. Это ведет к бессмысленной зубрежке или решению теоретических задач по шаблонам без понимания реального смысла таких задач.

С другой стороны, проводя многочисленные интервью с выпускниками лучших российских университетов, я часто поражаюсь тому, что многие из них не в состоянии справиться с элементарными задачами на дроби или проценты (это, впрочем, бич не только российских студентов). Хотя если посмотреть на их дипломы, то практически у каждого найдется хорошо сданный курс высшей математики.

Сами студенты ценят свои знания и навыки гораздо выше, чем работодатели. 71% уверены, что у них достаточно теоретических знаний, а 41% полагают, что и с практическими навыками у них все в порядке. Обычно такое расхождение в оценках собственной профпригодности с мнением работодателя приводит к печальным последствиям. Но и корни такого непонимания ситуации тоже очевидны. Большинство университетов никак не общается с реальными работодателями и не имеет карьерных служб. То есть донести до студентов, что их ждет в реальной жизни, просто некому.

Особенно разителен контраст при ответе на вопрос о качестве высшего образования в России. Широкая публика называет его высоким в 22 случаях из 100, работодатели – в 13 из 100, зато среди выпускников, уверенных, что они получили образование высокого качества, – 58%. Так что будущее за плохо образованными оптимистами.

Автор – независимый обозреватель