Никому не нужный и все более дорогой полис ОСАГО

Систему обязательного страхования нужно реформировать без страховщиков

ОСАГО в нынешнем виде никуда не годится. Более того, эти полисы не нужны никому из участников процесса. Ни страховщикам, давно жалующимся на убытки и грозящим вот-вот отказаться от продажи ОСАГО. Ни водителям, которых эта бумага мало чем защищает. По-другому и быть не может, ведь система выплат по ОСАГО построена так, что компенсация за поврежденную в аварии деталь уменьшается в зависимости от возраста автомобиля. И чем этот возраст больше, тем выше и дисконт. Отсюда закономерный итог: выплачиваемые страховщиками компенсации на ремонт автомобиля несопоставимы с реальным размером ущерба.

Впрочем, знающие люди не отдавали машины на экспертизу страховой компании, а сами нанимали экспертов. Страховая признавать результаты и платить отказывалась, следовали иск в суд, победа и гигантские штрафы по законодательству о защите прав потребителей. С июля схема под запретом. Для этого страховщикам и ЦБ пришлось проводить целую спецоперацию. За две недели безобидные поправки о запрете менять тарифы ОСАГО чаще одного раза в год были дополнены нормой об обязательном осмотре страховщиками поврежденного автомобиля и праве отказать в выплате в случае проведения самостоятельной экспертизы, приняты во втором и третьем чтениях Госдумой, одобрены Советом Федерации и подписаны президентом. А поскольку прошли они все инстанции втихаря, то ЦБ пришлось сообщать об этом специальным релизом спустя 18 (!) дней после вступления поправок в силу.

Казалось бы, уж теперь проблема решена. Но страховщикам все мало. Сейчас они лоббируют введение повышающих коэффициентов для нарушителей правил дорожного движения (ПДД). В зависимости от количества нарушений (от 5 до свыше 35 в год) цена полиса может вырасти от 1,86 до 3,04 раза. Удивительная логика. То есть сами страховщики платят только по факту ДТП, но считают, что водители должны платить даже за его угрозу. Не будем забывать и того, что нарушения ПДД караются штрафами, а виновник ДТП впоследствии дороже платит за страховку. Наконец, все эти цифры взяты из январского отчета Независимого актуарного информационно-аналитического центра (НААЦ), подготовленного по заказу Российского союза автостраховщиков. Для расчетов НААЦ использовал страховую статистику и данные МВД о количестве и составе нарушений ПДД. Но данных недостаточно для точного расчета коэффициента, констатировали актуарии. В общем, к чему все это? ОСАГО надо правильно реформировать или отменять вовсе. Карфаген должен быть разрушен.