Великая держава начальников

Вера в величие своей страны позволяет не испытывать чувства ущемленности
Те, кто нами руководит, придают исключительно большое значение тому, чтобы Россия сохранила за собой роль великой державы

«Россия должна сохранить за собой роль великой державы» – так полагают три четверти проживающих в стране (считающих, что не нужно на нее претендовать, менее 20%). Большинство из опрошенных «Левада-центром» поддерживают и другой тезис о величии: «Русские – великий народ, имеющий особое значение в мировой истории». Однако многие почувствовали, что в многонациональной стране настаивание на этой особости может привести к дурным последствиям – вплоть до распада только-только вернувшей себе величие страны. Потому в поддержку такого утверждения решились высказаться в 1,5 раза меньше респондентов, чем в пользу тезиса о России как великой державе. И если на призыв к сдержанности «России не нужно претендовать на роль великой державы» откликнулись 17% (среди специалистов – 23%), то уводящий от шовинизма тезис «Русские – такой же народ, как другие» выбрали вдвое больше россиян.

Убежденность в величии своей страны позволяет большинству не испытывать чувства ущемленности. Это видно из того, как обсуждался известный тезис о том, что наша страна сегодня унижена. Так вот, наиболее частый ответ на него: «Я не согласен, что наша страна сегодня унижена». Впрочем, есть род политиков, которые уверены, что стоит погромче крикнуть, что, мол, Россия пребывает в унижении, – и им обеспечена поддержка широких масс. Например, они сетуют, что после распада СССР у России больше нет контроля над его бывшими республиками. Но с тем, что это Россию унижает, согласны разве что 9% домохозяек, а в целом – 5%, не более.

А известный тезис про «засилье иностранной культуры (фильмов, музыки)» – разве это засилье не унижает нашу страну? Унижает, согласны 11% пенсионеров. Но среди студентов такое согласие встречается вдвое реже, и в целом этот тезис поддерживают менее 10% россиян, т. е. 9/10 это не волнует. Уж скорее унижает «утечка умов», с этим соглашаются 16% специалистов и до 12% всех остальных. Среди предпринимателей каждый четвертый полагает, что экономическая политика России зависит от международных финансовых организаций, и считает: такая зависимость унизительна (всего так думают 15%).

Когда-то имела хождение презрительная формула «сырьевой придаток». Сегодня Россия в самом деле превратилась в «преимущественно поставщика сырья для развитых стран». И это ее унижает, сочли 15%. Но примечательно, что людей бедных это положение страны задевает в 1,5 раза острее, чем богатых (должно быть, потому, что именно оно и есть источник их богатства). Но главное, что в глазах половины бедных унижает Родину, – это их бедность, «бедность большинства населения». Среди зажиточных, как и среди руководящих работников (ведь у нас большинство небедных – это начальники, а большинство начальников – небедные), эта тема особой озабоченности не вызывает. Те, кто нами руководит, придают исключительно большое значение (почти 90%) тому, чтобы Россия сохранила за собой роль великой державы. Знать, страной, которая считает себя великой, легче руководить.

Автор – руководитель отдела социокультурных исследований «Левада-центра»