«Платон» для всех

Вулфсоновская премия по экономике 2017 года была присуждена за реформу транспортных налогов
Ставка нового налога будет зависеть от веса транспортного средства и степени отрицательного воздействия двигателя на окружающую среду. Этакая система Платон для всех

Пять лет назад лорд Саймон Вулфсон, CEO компании Next, и британский аналитический центр Policy Exchange учредили премию Вулфсона по экономике – своеобразный инженерный экономический «нобель». Премию в 250 000 фунтов стерлингов присуждают за лучшее предложение по усовершенствованию экономической политики, решение важных экономических проблем практического толка, которые пока еще не являются предметом широкого публичного обсуждения.

В 2012 г. премию присудили команде исследовательской компании Capital Economics, возглавляемой экономистом Роджером Бутлом, за лучший сценарий роспуска еврозоны. Это активно освещалось российскими СМИ. Бутла премия даже вдохновила на написание бестселлера The Trouble with Europe. В нем не только объясняется, почему не работает ЕС, но и как Brexit поможет реформировать европейскую экономику. С тех пор премию присуждали еще два раза, но у нас про нее почему-то забыли. Наверное, потому, что еврозона и ныне там. Между тем в 2017 г. премия была присуждена за предложение по эффективному решению проблемы налогообложения автовладельцев – актуальная тема для правительства любой страны.

С одной стороны, существующие ставки транспортных налогов неадекватно отражают плату за загрязнение окружающей среды выхлопными газами и ущерб, причиняемый дорогам. Например, у нас транспортный налог надо платить, даже если авто пылится в гараже. С другой стороны, в некоторых странах Европы выручка от сбора транспортных налогов падает из года в год из-за субсидирования электромобилей, распространения схем каршеринга, «уберизации» транспортных услуг и т. п. При этом дороги, которых меньше не становится, надо как-то чинить – видимо, за счет повышения ставок налога. Это, однако, сразу же вызывает массовое недовольство автолюбителей, представителей автомобильных ассоциаций и др. Кроме того, какой бы ни была тарифная сетка ставок, она не сможет покрыть дополнительный ущерб, причиняемый пробками на дорогах, – здесь и загрязнение воздуха, и потери времени при доставке грузов, в дороге на работу.

Лауреат премии этого года – 27-летний венгерский экономист Гергей Раккуя предложил решение. Все транспортные налоги надо отменить, а вместо них ввести сбор за пройденные километры. Ставка нового налога будет зависеть от веса транспортного средства и степени отрицательного воздействия двигателя (его типа, объема) на окружающую среду. Этакая система «Платон» для всех, но спроектированная с умом. Например, собирать новый налог предлагается страховым компаниям, которые будут хранить данные по километражу, пройденному страхуемыми автомобилями. Для пущей гарантии того, что владельцы транспортных средств не будут скручивать одометр, страховые компании должны сверяться с базами данных по техосмотру. Обязательный GPS в машине (как, например, уже требуется в Сингапуре) намного упростит дело. Раккуя считает, что новый налог будет более эффективным и для казны, и в деле снижения пробок, чем, например, организация платного въезда в центр города. Большим городам стоит взять на заметку.

Автор – декан факультета экономики Европейского университета в Санкт-Петербурге