Гарантированное сопереживание Барселоне

Как работают видео с места событий
Стук сердца независимой Каталонии теперь отдается в висках миллионов людей по всему миру, будто они не вчера узнали о ее чаяниях, а переживали с детства

Пожалуй, больше, чем истеричные крики про «фейк ньюс» или Telegram-каналы террористов, о состоянии медиа в 2017 г. может рассказать недавний референдум о независимости Каталонии.

Даже те, кто симпатизирует каталонцам, признают: к голосованию есть вопросы. Урны вытаскивали прямо на улицы, распечатать бюллетень мог любой желающий дома, а те, кто был против, просто не пошли. Логично, что Еврокомиссия поддержала Мадрид.

Но это ладно, скажет вам любой, кто смотрел видео с места событий. Вы лучше посмотрите, сунет он вам телефон в лицо, как испанский полицейский тащит за волосы девушку с избирательного участка, стреляет резиновыми пулями по безоружным гражданам, бьет дубинкой пожарных, которые встали живым щитом. Разве это демократия?

Барселонским индепендистам удалось почти невозможное. Еще недавно во всем мире их считали политическими маргиналами вроде сторонников Калифорнийской и Венецианской республик и, скажем, монархистов в России. За два дня все переменилось. Стук сердца независимой Каталонии теперь отдается в висках миллионов людей по всему миру, будто они не вчера узнали о ее чаяниях, а переживали с детства, как же они там выживают под гнетом проклятых кабальерос. Идут жаркие споры, и никто уже не думает, что это какая-то шутка.

Так что изменилось? Неужели дело только в видео? И да и нет. Видео – лишь вершина медийного айсберга.

Если объяснять в терминах школьного сочинения, то каждый маленький человек в наши дни получил грозное оружие – мобильный телефон с камерой, всегда подключенный к социальным сетям. Любое проявление зла, любая несправедливость, любое насилие будут засняты и выложены в интернет. И, что более важно, это будет растиражировано и вызовет почти гарантированное сочувствие.

Такая вот современная версия 15 минут славы, обещанных Энди Уорхолом, – 15 минут симпатии к униженным и оскорбленным. Причем в такой медийной реальности совершенно не важно, кто эти люди, за что они борются, кто им противостоит и чем вообще все это закончится.

Есть понятная картинка, есть универсальный нарратив. С одной стороны – простые люди, искренние в своем стремлении к счастью. С другой – тупое полицейское насилие, репрессии, запугивание. Не вникая в нюансы того, что происходит в Москве или Каталонии (была даже фотография, похожая по композиции на знаменитый снимок с московской акции 26 марта: четверо «космонавтов» несут девушку на руках), зритель сразу же разбирается, где тут добро и зло. И начинает сопереживать добру. Как он сопереживает в кино хорошим парням.

По сути, перед нами новая форма развлечений на стыке дорогостоящих сериалов и реалити-шоу – съемка со множества камер истории, разворачивающейся прямо здесь и сейчас, с непредсказуемым в отличие от Голливуда концом. Картинка здесь важнее правды, картинка здесь подменила собой правду (и заметим на полях популярных параллелей с Крымом, что из Крыма в 2014 г. картинку бандеровцев никто не предъявил, в нее российские пропагандисты предложили поверить гипотетически и потому войну за умы остального мира проиграли).

Автор – диджитал-директор RTVI