Агрессивный риск-менеджмент для ресторана «Армения»
Судиться с протестующими за упущенную выгоду — что это даст в долгосрочной перспективеВо время следующих протестов ресторан на Тверской должен продолжать работу и использовать историю Армении для тематических скидок: например, на сет-меню Сделай шаг, отвергни Сержа!
Во время беспорядков в Лондоне в 2011 г. с рестораном The Ledbury произошел такой случай. Вооруженные толпы периодически пытались ворваться в заведение и ограбить его посетителей. Окна были разбиты, основной обеденный зал превратился в руины. Ресторан, однако, работу не прекратил. Во время затишья шеф поставил официантов с тесаками для разделки мяса сторожить вход, а клиентов стал размещать в безопасном погребе. Весь вечер их поили вином за счет ресторана. Популярность заведения, и до того немалая, выросла еще больше. В конце года ресторан был назван лучшим в городе, стране, а потом вошел и в список 50 лучших ресторанов в мире.
Это пример того, что в финансах называют агрессивным управлением риском. В долгосрочной перспективе оно позволяет не только сохранить бизнес, но и получить стратегическое преимущество для его роста. Чтобы понять, как это работает, разберем сначала, что такое пассивный риск-менеджмент.
Этот классический подход хорош в моменте, но не очень – при игре вдолгую. Пассивно управляя рисками, вы в первую очередь заботитесь об устойчивости предприятия к срывам. Пытаетесь предотвратить проблемы и создать условия для более эффективного восстановления работы после сбоя. Например, страхуете помещения от повреждения или, после того как волнения схлынули, пытаетесь засудить участников протестов за срыв продаж. Это выбор ресторана «Армения», что на Тверской. Во время летних протестов он был вынужден приостановить работу «с целью сохранения имущества и непричинения вреда персоналу и посетителям».
Страховку, конечно, всегда полезно иметь. А вот попытка судиться с протестующими принесет только сиюминутные выгоды: отсудите неустойку. В перспективе, однако, вы рискуете получить стигму борца со свободой слова, что обойдется в копеечку. Пять лет назад в этом убедились владельцы магазинов в крупнейшем американском торговом центре The Mall of America в Миннесоте. Протесты Black Lives Matter (BLM) против насилия в отношении чернокожего населения заставили владельцев закрыть магазины на пике сезона распродаж. Владельцы попытались отсудить у BLM компенсации за расходы на охрану и недополученную выручку. В ответ протестующие пригрозили массовым бойкотом всего центра. После месяцев разбирательств бизнес предпочел снять требования возмещения убытков.
Агрессивный риск-менеджмент – подход более современный. Управляющие портфелями инвестиций о нем заговорили лет 10 назад. Применяя его в нефинансовой практике, вместе с приобретением страховки вы будете думать и о долгосрочном развитии. Иногда – в ущерб извлечению выгоды здесь и сейчас: вам придется и охранять клиентов с оружием в руках, и поить их дорогим вином за свой счет. Это выбор дважды мишленовского The Ledbury.
Учиться, впрочем, никогда не поздно. Для перехода к передовым практикам нужно перестать быть мелочным. Во время следующих протестов ресторан на Тверской должен продолжать работу и использовать историю Армении для тематических скидок: например, на сет-меню «Сделай шаг, отвергни Сержа» или вина Воскени, девиз производителей которых «Занимайтесь вином, а не войной!».
Автор — проректор российской экономической школы по стратегическому развитию