Агрессивный риск-менеджмент для ресторана «Армения»

Судиться с протестующими за упущенную выгоду — что это даст в долгосрочной перспективе
Во время следующих протестов ресторан на Тверской должен продолжать работу и использовать историю Армении для тематических скидок: например, на сет-меню Сделай шаг, отвергни Сержа!

Во время беспорядков в Лондоне в 2011 г. с рестораном The Ledbury произошел такой случай. Вооруженные толпы периодически пытались ворваться в заведение и ограбить его посетителей. Окна были разбиты, основной обеденный зал превратился в руины. Ресторан, однако, работу не прекратил. Во время затишья шеф поставил официантов с тесаками для разделки мяса сторожить вход, а клиентов стал размещать в безопасном погребе. Весь вечер их поили вином за счет ресторана. Популярность заведения, и до того немалая, выросла еще больше. В конце года ресторан был назван лучшим в городе, стране, а потом вошел и в список 50 лучших ресторанов в мире.

Это пример того, что в финансах называют агрессивным управлением риском. В долгосрочной перспективе оно позволяет не только сохранить бизнес, но и получить стратегическое преимущество для его роста. Чтобы понять, как это работает, разберем сначала, что такое пассивный риск-менеджмент.

Этот классический подход хорош в моменте, но не очень – при игре вдолгую. Пассивно управляя рисками, вы в первую очередь заботитесь об устойчивости предприятия к срывам. Пытаетесь предотвратить проблемы и создать условия для более эффективного восстановления работы после сбоя. Например, страхуете помещения от повреждения или, после того как волнения схлынули, пытаетесь засудить участников протестов за срыв продаж. Это ­выбор ресторана «Армения», что на Тверской. Во время летних протестов он был вынужден приостановить работу «с целью сохранения имущества и непричинения вреда персоналу и посетителям».

Страховку, конечно, всегда полезно иметь. А вот попытка судиться с протестующими принесет только сиюминутные выгоды: отсудите неустойку. В перспективе, однако, вы рискуете получить стигму борца со свободой слова, что обойдется в копеечку. Пять лет назад в этом убедились владельцы магазинов в крупнейшем американском торговом центре The Mall of America в Миннесоте. Протесты Black Lives Matter (BLM) против насилия в отношении чернокожего населения заставили владельцев закрыть магазины на пике сезона распродаж. Владельцы попытались отсудить у BLM компенсации за расходы на охрану и недополученную выручку. В ответ протестующие пригрозили массовым бойкотом всего центра. После месяцев разбирательств бизнес предпочел снять требования возмещения убытков.

Агрессивный риск-менеджмент – подход более современный. Управляющие портфелями инвестиций о нем заговорили лет 10 назад. Применяя его в нефинансовой практике, вместе с приобретением страховки вы будете думать и о долгосрочном развитии. Иногда – в ущерб извлечению выгоды здесь и сейчас: вам придется и охранять клиентов с оружием в руках, и поить их дорогим вином за свой счет. Это выбор дважды мишленовского The Ledbury.

Учиться, впрочем, никогда не поздно. Для перехода к передовым практикам нужно перестать быть мелочным. Во время следующих протестов ресторан на Тверской должен продолжать работу и использовать историю Армении для тематических скидок: например, на сет-меню «Сделай шаг, отвергни Сержа» или вина Воскени, девиз производителей которых «Занимайтесь вином, а не войной!».

Автор — проректор российской экономической школы по стратегическому развитию