Почему Франция отказалась от «Спутника V»

Вакцинная проблематика станет одним из сюжетов предстоящей президентской гонки

В марте этого года представитель французского минэкономразвития в ответ на вопрос о возможности открытия производства российской вакцины «Спутник V» во Франции, заявил: нет каких-либо предпочтений или предубеждений относительно тех или иных вакцин, «коль скоро они не нарушают европейского законодательства». В то же время он отметил, что во Франции недостает промышленных мощностей, поскольку все они уже зарезервированы под производство других вакцин. В совокупности с отсутствием авторизации «Спутника V» со стороны Европейского агентства лекарственных средств (ЕАЛС) такая позиция означает фактический отказ французских властей рассматривать возможность закупки и производства российской вакцины. 

Смысл действий французских властей становится понятным в свете того положения, в котором оказалась страна в результате глобальной пандемии. Страна не сумела дать высокотехнологический ответ на вызов ковида. Начало эпидемии выявило недостаток медицинского оборудования и даже простых масок, а также невозможность в короткий срок быстро восполнить этот недостаток в силу ограниченности промышленных мощностей, сохранившихся после десятилетий деиндустриализации. 

Кооперация в рамках общеевропейских проектов не компенсировала этих недостатков. Недавно вышедшая из Евросоюза Великобритания обрела свою AstraZeneca, в то время как результаты работы над вакциной французской компании «Санофи» были признаны неудовлетворительными. Туманный Альбион превзошел по степени вакцинации населения и Францию, и Германию, и другие страны ЕС. Отставание страны в вакцинации населения побудило французского президента Эмманюэля Макрона объявить в начале апреля третий карантин, который, конечно, не улучшил и без того непростое положение страны, потерявшей в 2020 г. 8,3% своего ВВП.

Не сумев обзавестись собственной вакциной, Франция, как и другие страны Евросоюза, неизбежным образом превратилась в площадку борьбы иностранных производителей, причем борьбы между противниками с очень неравными силами. Несмотря на опережение российскими производителями своих американских конкурентов, первые оказались в явно невыгодном положении ввиду очевидной недоброжелательности со стороны общеевропейских структур. 

В частности, ЕАЛС явно затягивало процесс авторизации российской вакцины. Для начала его представители заявили, что не получали никаких заявок от Российского фонда прямых инвестиций, а затем – что заявка была сделана не по форме. Дальше подключились эксперты различных проевропейских мозговых трестов, которые начали высказывать сомнения относительно надежности данных клинических исследований российской вакцины. Мейнстримные СМИ представляли российскую вакцину как инструмент геополитического влияния Кремля, обходя молчанием геополитические аспекты использования американских вакцин кампаний Pfizer и Johnson & Johnson. 

Отметим, что в апреле этого года Центр Гамалеи и Итальянский институт инфекционных заболеваний заключили соглашение о проведении совместных испытаний «Спутника V», в частности, на предмет его эффективности против агрессивных вариантов коронавируса. Однако итальянский премьер-министр Марио Драги, как и его французские коллеги, продемонстрировал откровенно скептическое отношение к российской вакцине, отмечая маловероятность авторизации «Спутника» со стороны ЕАЛС. Как показывает пример Словакии и Венгрии, авторизировавших использование «Спутника V» на своей территории, отсутствие зеленого света со стороны ЕАЛС не является помехой для тех стран, в которых вопросы вакцинации и антиэпидемиологических мер входят в компетенцию национальных правительств. Однако Драги – бывший председатель Европейского ЦБ и главный итальянский евроинтегратор – едва ли воспользуется опытом восточноевропейских стран. Вот почему можно предположить, что, несмотря на явную эффективность, продемонстрированную «Спутником V» в карликовом анклавном государстве Сан-Марино, российскую вакцину в Италии ожидает та же судьба, что и во Франции. 

Венцом проамериканского подхода в сфере вакцинации стало введение в конце июня европейского санитарного паспорта. За отсутствием справки, подтверждающей излечение от ковида в последние шесть месяцев или негативного теста (действительного лишь 48–72 ч), пересечение границ стран – членов Евросоюза отныне будет возможным только для лиц, провакцинированных одной из четырех вакцин, авторизированных ЕАЛС, – американскими Pfizer, Moderna и Janssen (Johnson & Johnson) и британо-шведской вакциной AstraZeneca. Другими словами, европейские власти фактически поставили право свободного передвижения внутри Евросоюза – право, которое многие десятилетия было одним из главных источников популярности евроинтеграции, – в зависимость от согласия европейцев привиться вакцинами компаний, ни одна из которых (за частичным исключением AstraZeneca) не является собственно европейской. Тем самым европейский санитарный паспорт становится очередным подтверждением неспособности или нежелания европейских структур обеспечить производство собственных вакцин, а также новой стадией консолидации американского контроля над Европой. 

Можно ожидать, что вакцинная проблематика и биополитика в целом станут одним из сюжетов предстоящей президентской гонки, которая возобновится, как и все остальное во Франции, 1 сентября.