Что могут дать университеты регионам

Мировая практика доказывает, что присутствие в регионе высокотехнологичных интеллектуальных центров непосредственно влияет на качество жизни на этой территории

В России среди региональных властей бытует стереотипное отношение к университетам. Для многих губернаторов они остаются «кузницей кадров» или – при более равнодушном взгляде – стандартными социальными объектами. Но в первую очередь университет – это научно-технологический центр и точка притяжения разнообразных талантов. Таланты же для дальновидного губернатора являются ключевым ресурсом развития региона. 

Есть два типа развития отношений университетов и региональной власти. Первый – системный. В некоторых регионах исторически сложились интеллектуальные центры. Это Новосибирск, Томск, Екатеринбург и др., в которых представлены сильные университеты, способные вступать в равную коммуникацию с властями. Они инициируют совместные исследовательские программы и проекты, осуществляют интеллектуальную поддержку администрации в вопросах разработки стратегии и являются главными магнитами в регионе для привлечения талантов. 

Второй тип отношений – ситуативный, в российской действительности более распространенный. Обычно он реализуется в виде проведения мероприятий и исполнения поручений. Чаще всего такое взаимодействие с учебными центрами носит формальный характер, без долгосрочных обязательств и системных результатов, и практически не влияет на развитие как университета, так и региона.

При хороших отношениях с ректором губернатор может чуть чаще бывать в университете, торжественно открыть какую-то лабораторию, войти в попечительский совет, даже дать указание содействовать в трудоустройстве выпускников и выделить бюджет на развитие территории рядом с кампусом. Если же взаимопонимание двух руководителей не налажено, то их контакты могут ограничиваться исключительно отчетными и парадными процедурами два раза в год – к началу учебного года и к его окончанию. 

Мировая практика доказывает, что присутствие в регионе высокотехнологичных интеллектуальных центров непосредственно влияет на качество жизни на этой территории. Согласно выводам британского исследования 2019 г., прирост числа исследовательских университетов на 10% (на душу населения) равняется приросту ВРП на 0,4%. Здесь важно учесть не столько формальное количество университетов в штуках, сколько количество студентов, преподавателей и объемы проводимых исследований.

Что университет приносит региону? 

Во-первых, кампус в странах с развитой экономикой – это хорошо зарабатывающая структура. Доход от сервисов, продажи товаров и услуг на территории, плата за проживание – все это оказывает чистый финансовый эффект на экономику региона.

Во-вторых, университет – это новые высококвалифицированные рабочие кадры. Но если власти хотят, чтобы высокотехнологичные кадры оставались дома, уровень развитости индустриальных партнеров должен быть равен уровню подготовленности выпускников.

Посчитать выгоду для региона можно и от студенческого предпринимательства, когда еще во время обучения молодые люди создают свой бизнес, запускают стартапы, тем самым развивая инновационный пояс вокруг университета.

Непрямой финансовый эффект посчитать сложнее, но он очень сильно отражается на качестве жизни. В образовательной практике активно используются элементы волонтерства: студенты участвуют в социальных проектах, помогая пенсионерам, курируя дома инвалидов. Многие университеты используют подход service learning – когда в учебный процесс закладываются задачи в интересах территории присутствия. Например, студенты-экологи проводят свои исследования, передают информацию в экологический департамент, а потом обсуждают, какие меры нужно принимать региону для улучшения окружающей среды.

Привлечение наставников от региональных представителей, заинтересованных в результате студенческих работ, также способствует налаживанию партнерства. Почувствовав свою востребованность, выпускники с большей вероятностью останутся в своем регионе.

Не стоит забывать и о важности культурного развития и взаимодействия с локальным сообществом, когда университеты открывают курсы, библиотеки, делают публичные мероприятия образовательного характера для горожан. Получается своего рода открытый кампус, который влияет на повышение уровня культуры, а значит – на повышение качества жизни в регионе.

Все перечисленное выше – базовый уровень партнерства университета и региона, то, что нельзя не делать приличному вузу в приличном регионе. Все эти форматы не окажут стратегического влияния на развитие региона. Но существуют еще две формы взаимодействия университета и региона, которые можно условно назвать «высшим уровнем партнерского взаимодействия». 

Первая из этих форм – стратегическое использование исследований и разработок университета для развития региона. Для этого необходимо выдержать два условия. Уровень исследований и разработок университета должен быть не ниже мирового, иначе он автоматически проигрывает конкуренцию за качество результатов. Затем тематические направления должны обсуждаться с представителями региональной власти на старте. Так повестка университета и стратегия развития региона хотя бы частично синхронизируются, а программа совместных действия становится более прозрачной и предсказуемой.

Вторая – включенность университета в разработку стратегии развития региона, вплоть до переноса центра стратегирования из региональной администрации в университет. На этот шаг губернатор может решиться только при условии абсолютного доверия к образовательному центру. Университет должен продемонстрировать не только высокое качество работ, но и способность организовать гибкую и оперативную штабную работу при первом лице региона. 

С формальной точки зрения одна из трудностей налаживания сильного партнерства заключается в том, что у губернаторов недостаточно инструментов прямой поддержки вузов, поскольку последние в большинстве своем находятся в федеральном подчинении. Тем не менее ситуация в этом отношении стремительно меняется. Уже сейчас регион может оказать финансовую и содержательную поддержку, в случае если университет хочет принять участие в конкурсе на право участия в программе «Приоритет-2030». По условиям программы региональные университеты, которые пока не соответствуют входным критериям, могут заручиться поддержкой региональной власти. 

Помощь идет и со стороны законодательства. В начале лета правительство внесло в Госдуму законопроект, дающий возможность региональным властям принимать участие в развитии инфраструктуры вузов и научных организаций. Согласно этому закону, регионы получат право не только вкладываться в хозяйственные объекты, но и напрямую финансировать программы развития университетов, участвовать в формировании их учебной, производственной и социальной инфраструктуры, поддерживать научные исследования и экспериментальные разработки, что является огромным шагом в развитии сотрудничества.

Кроме того, не стоит забывать о возможности вузов переходить в автономную форму учреждения, что позволит им усилить сопричастность региональной власти развитию и формулированию стратегии. Присутствие губернатора в наблюдательном совете крайне важно, хотя сегодня полномочия наблюдательных советов пока ограниченны и в большей степени касаются финансово-хозяйственной деятельности. Но при правильной организации коммуникации члены набсовета могут быть включены в обсуждение программы развития университета.

Для партнерских отношений важна не столько благоприятная среда, сколько готовность и надежность партнеров. А это значит, что каждая сторона – и университет, и региональная власть – должны подтверждать свою компетентность не словами и бумагами, а реальными делами с результатами высокого уровня.