Путь из варяг в персы

Коридор «Север – Юг» будет расширяться и привлекать к участию новые страны

В Красном море неспокойно, у Суэцкого канала периодически возникают серьезные трудности с непрерывностью судоходства, многочисленные угрозы озвучиваются в адрес традиционных направлений грузопотока из нашей страны. При этом за последние два года для российских компаний на порядок возросла роль индийского рынка. Это в очередной раз заставляет обратиться к международному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг», который может справиться с некоторыми логистическими проблемами как России, так ряда ближневосточных государств, а также ускорить и удешевить доставку грузов. Но для этого необходимо решить существенные инфраструктурные вопросы и вовлечь в проект новые страны. Просто не будет. Но за последние два года развитие проекта существенно ускорилось.

Из Индии в Европу

МТК «Север – Юг» – это кратчайший путь от Северо-Запада России до Индии. Протяженность маршрута от Санкт-Петербурга до Мумбаи (Индия) составляет всего 7200 км. Это действительно «всего», ведь морской маршрут через Суэцкий канал будет примерно в два раза длиннее.

Межправительственное соглашение об этом транспортном коридоре было подписано Россией, Ираном и Индией в сентябре 2000 г. По данным Министерства иностранных дел РФ, позже к соглашению присоединились Белоруссия, Казахстан, Оман, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Сирия, Киргизия, Турция и т. д. Предполагалось, что в основном «Север – Юг» будет служить «для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море) и далее в Северную и Западную Европу».

В мире много проектов, предполагающих создание транспортных коридоров, связывающих крупные рынки. Существует вполне работающий «Пояс и путь». А есть инициативы, мягко говоря, экзотические. Одна из последних инициатив такого рода была объявлена президентом США в 2023 г. на полях саммита «большой двадцатки». Она предполагает создание железнодорожного и морского коридора от Индии через Ближний Восток в Европу. Формально инициативу Соединенных Штатов можно назвать прямым конкурентом коридора «Север – Юг».

Наш МТК долгие годы оставался, прямо скажем, исключительно локальным проектом. Одним из многих. Тем более что санкции против Ирана затрудняли его реализацию и снижали конкурентоспособность коридора «Север – Юг» по сравнению с более протяженными, зато стабильно действующими морскими маршрутами. Но ситуация заметно изменилась в 2022 г.

Удвоение к 2025 г.

В 2022 г. между Россией и группой государств, включавшей Соединенные Штаты, Великобританию и страны Евросоюза, обострилось санкционное противостояние. Поставки товаров (особенно энергетических) из нашей страны в западном направлении кратно снизились. В то же время возросла роль индийского и ближневосточных рынков. Укрепилось экономическое сотрудничество с Ираном.

На этом фоне загрузка МТК «Север – Юг» быстро росла. С 2021 по 2023 г. объем перевалки грузов по коридору увеличился на 50% – до 18 млн т, по оценке первого вице-премьера Андрея Белоусова. По данным вице-премьера Марата Хуснуллина, к 2025 г. этот показатель должен составить 30 млн т, а к 2030 г. – 35 млн т (по другим данным – 45 млн т).

Очевидно, что в текущих условиях вряд ли стоит ожидать резкого роста грузопотока, идущего из Индии и страны Ближнего Востока в Европу через Россию. Куда важнее сегодня доступ на целевые рынки, который МТК открывает для наших товаров.

Да, и в 2030 г. «Север – Юг» не сможет состязаться с уже существующими в нашей стране и продолжающими развиваться транспортными направлениями. К примеру, предполагается, что Азово-Черноморский коридор к 2030 г. будет загружен на 300 млн т. Но в текущей ситуации такого рода сравнения нужны исключительно для понимания масштаба, а не для оценки стратегической роли того или иного маршрута. За последние два года положение вещей радикально изменилось. Поэтому те параметры МТК, которые прорабатывались с 2000 г. и которые легли в соответствующие государственные стратегии, можно считать невольно заниженными. Проблема лишь в том, что поменять их в одночасье невозможно, так как за этими параметрами – конкретные работы, денежные вложения, материальные ресурсы и человеко-часы.

Для нас в текущей ситуации важно, что по ряду весьма проблемных вопросов дело сдвинулось с мертвой точки.

Волга впадает в Каспийское море

«Север – Юг» сегодня представляет собой три маршрута (относительно Каспийского моря): западный, восточный и транскаспийский. На МТК используется железнодорожный, речной, морской и автомобильный транспорт. Наиболее загруженным является западный маршрут. Главная проблема на этом направлении в том, что отсутствует сквозное железнодорожное сообщение между Россией и Ираном, которое позволило бы российские товары доставлять сразу к берегам Персидского залива. Приходится пользоваться грузовым автотранспортом.

Наконец почти через 20 лет обсуждений, в мае 2023 г., было подписано межправительственное соглашение о строительстве недостающего участка железной дороги Решт – Астана. Его протяженность – более 160 км. Это относительно небольшая величина, но строить этот участок будут не менее четырех лет, а стоимость проекта составит 1,6 млрд евро. И сроки, и сумма не выглядят фантастически, если вспомнить о необходимости строить мосты и прокладывать тоннели. Не в последнюю очередь сложность реализации проекта и отпугивала участников в прежние годы. Но острая необходимость придала необходимое ускорение.

Ранее Россия и Иран обсудили необходимость совместного развития и прочих инфраструктурных объектов на МТК «Север – Юг». Необходимо расширять портовые мощности, строить логистические центры и т. д. Для нашей страны этот транспортный коридор – еще один довод в пользу развития речного судоходства и бункеровки, а также расширения возможностей отечественного судостроения (к примеру, остро необходимы суда типа «река – море»).

На десятилетия вперед

Руководство Федерации индийских экспортных организаций, учрежденной Министерством торговли и промышленности Индии, в апреле текущего года отметило важность и экономическую привлекательность МТК. Но в основном интерес индийской стороны сейчас вызывает использование маршрута для связи с Афганистаном (минуя Пакистан) и странами СНГ. При этом опасения индийской стороны вызывает наличие на маршруте иранских портов, на которые наложены санкции Соединенных Штатов.

Подобная оценка влияния санкционных ограничений на деятельность МТК может обескуражить. Но в ней содержится и еще один важный аспект – развитие региональных связей. И здесь речь не только об очевидных участниках проекта «Север – Юг» (восточная ветка проходит через Казахстан и Туркменистан), но и об их соседях.

В 2023 г. президент Ирана Ибрахим Раиси при подписании межправительственного соглашения о сотрудничестве по созданию железной дороги Решт – Астана среди прочего призвал «усиливать железнодорожную инфраструктуру между Ираном и Ираком». Ирак интересен в рамках проекта «Север – Юг» с нескольких точек зрения. России интересно получить надежный транспортный коридор для сообщения с этим рынком. У него есть неподсанкционные порты, через которые можно отправлять грузы, если кто-то из получателей волнуется по поводу других точек отправления. Ирак – это ворота в Саудовскую Аравию, Кувейт, Сирию, Иорданию. В Ираке работают российские компании (в первую очередь из топливно-энергетического комплекса), которые напрямую заинтересованы в расширении логистических возможностей.

Иными словами, коридор «Север – Юг» развивается. По нему идет всё больше грузов. В него будут включаться новые страны. Стоит помнить – конфликты не вечны. В какой-то момент внешнеполитическая реальность изменится, и транзит грузов с Ближнего Востока (в том числе из Ирана) в Европу через территорию нашей страны вновь начнет расти. К этому моменту у нас должны быть подготовлены портовые мощности на Каспии и обеспечено сквозное железнодорожное сообщение с Ираном, Ираком, Саудовской Аравией и другими странами региона.

Такие проекты, как «Север – Юг», создаются не ради решения сиюминутных проблем, они создаются на десятилетия вперед.