Япония оставила Россию без масел?

Как российские смазочные материалы завоевали отечественный рынок

Япония расширила действие санкций против России, запретив поставлять в нашу страну еще 164 вида товаров. В частности, под запрет попало моторное масло. Но такого рода ограничения возымели бы эффект лет 15 назад. Уже в середине 2010-х они могли бы расстроить только японских поставщиков. Столь радикальное изменение ситуации связано с модернизацией российских нефтеперерабатывающих предприятий.

Мировой рынок

Годовой объем мирового рынка масел и смазок составляет порядка 40 млн т. На величину этого показателя воздействуют две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, количество потребителей растет. Только за 2023 г. в мире было продано 92,7 млн автомобилей. С другой – на смену старой технике идет новая, которая (в среднем) более экономно расходует смазочные материалы.

Рынок масел и смазок зависит от ситуации в мировой экономике в целом и от нефтяного сегмента в частности. Потребление падало в 2007–2009 гг. (мировой экономический кризис), в 2014–2016 гг. (кризис на рынке нефти) и в период пандемии. Последний спад закончился только в 2022 г., и рынок перешел от восстановления к росту. Но в целом с конца 2000-х – начала 2010-х гг. по настоящий момент потребление увеличилось на 5–7 млн т.

Изменялись не только количественные, но и качественные характеристики продуктов. Все меньше рыночная доля базовых масел первой группы (минеральных), все меньше на рынке продуктов-долгожителей, которые продаются в течение 15–30 лет. Растет доля масел и смазок, жизненный цикл которых всего 3–5 лет.

Ожидается, что в 2030–2035 гг. потребление смазочных материалов в мире вырастет примерно до 45 млн т. Из этого объема основная доля будет приходиться на масла второй и третьей группы – порядка 23–25 млн (сейчас 20 млн т).

Роль премиума

По существующим оценкам, Россия сейчас находится на 5-м месте в мире по объему потребления смазочных материалов. Спрос в нашей стране развивался неравномерно, колеблясь в пределах 1,5–1,7 млн т в год. Примечательно, что эта величина примерно равна объемам производства этого вида продукции всего двумя крупнейшими российскими нефтяными компаниями с государственным участием.

Колебания были напрямую связаны с различного рода кризисными явлениями в экономике. Потребление масел и смазок сокращалось в период падения спроса на автобензины в 2015–2016 гг. – автомобилисты начинали экономить, меньше ездили, реже проходили ТО, реже меняли масло.

Объем потребления последние два года в России составляет порядка 1,6 млн т. Из этого объема порядка 750 000 т – это премиальная (фасованная) продукция, включающая в себя не только моторные, но и гидравлические, и трансмиссионные масла.

Премиальная, фасованная, продукция в несколько раз дороже традиционной гостовской. Этот сегмент – наиболее выгодный и интересный для любого поставщика.

Наша страна – экспортер масел. Но импорт сохраняется. Основная его часть приходится как раз на фасовку. Из-за рубежа завозились продукты иностранных компаний с мировыми именами, а российские автолюбители либо сами покупали канистры, либо оплачивали их, когда приходило время поменять моторное масло.

С 2022 г. значительно изменился состав зарубежных поставщиков. Если ранее в этом сегменте в основном были представлены западные компании, то теперь это компании из Турции, ОАЭ, Южной Кореи – и да, из Японии. Фактически японские поставщики получили возможность занять часть ниши, которую по воле своих правительств освободили такие компании, как, например, ExxonMobil и Shell.

Разумеется, рынок масел и смазок включает в себя и промышленные масла, а также существует сегмент присадок, которые используются при производстве конечной продукции (совокупное потребление России в масляном сегменте – около 30 000 т в год). Но все же японские ограничения касаются в большей степени премиального сегмента рынка моторных масел.

Но вот незадача – ограничения немного опоздали. Примерно на 15 лет.

Обновление

Наш рынок – один из крупнейших в мире. Российский автопарк быстро обновляется. Да, сейчас средний возраст легкового автомобиля в РФ составляет порядка 14,7 года. Но в конце 2000-х гг. это означало бы, что средний автомобиль произведен в середине 1990-х, а в данный момент средний автомобиль произведен на рубеже 2000-х и 2010-х. Существенная разница.

Российские нефтяные компании еще в конце 2000-х начали обновлять свои производства смазочных материалов. Этот процесс шел параллельно с модернизацией нефтеперерабатывающих заводов. Обновить масляные производства – это не просто поставить новые линии. Это разработка рецептур, получение допусков для своей продукции от производителей промышленного оборудования и автотранспорта. В ходе модернизации осваивались производства базовых масел третьей группы. Российские компании шли в так называемую полусинтетику и чистую синтетику (пятая группа).

Параллельно развивался российский премиальный сегмент рынка. Если в 2007 г. его объем составлял 500 000 т, то в 2012 г. – порядка 600 000 т. Большую часть спроса удовлетворяла импортная продукция. В 2012 г. было импортировано 500 000 т, в 2014 г. (при схожих суммарных объемах потребления) – 485 000 т премиальной продукции.

Кто главный на российском рынке

Возникла парадоксальная ситуация: российские компании производят продукты с теми же характеристиками и допусками, что и зарубежные масла, но большую часть производимого премиума приходилось экспортировать, так как внутренний потребитель привык ставить знак равенства между импортным и качественным. Разве наши могут сделать хотя бы приблизительно такой же хороший продукт, как какая-нибудь зарубежная компания? Очевидно, что нет.

Но в середине 2010-х ситуация резко изменилась. В этом помог кризис. А точнее, резкое ослабление рубля. Да, у некоторых иностранных игроков были свои «отверточные» производства в России, но подавляющее их большинство свою продукцию завозило. Почти двукратное ослабление рубля привело к резкому росту цен на весь импорт. И тут российский потребитель обнаружил, что у нас в стране выпускаются масла не хуже, зато дешевле. Так как на них курсовые разницы оказывали минимальное воздействие.

В 2015 г. объем иностранного премиума снизился до 365 000 т. А в 2017 г. этот показатель составил 240 000 т. Российские компании развернули часть поставок с экспортного направления на внутренний рынок.

На данный момент из 750 000 т премиальных масел, которые потребляются в нашей стране за год, импортная продукция занимает лишь 125 000 т. За время активного периода модернизации российских производств объем импорта в абсолютных величинах сократился в 4 раза. А доля снизилась примерно с 80% приблизительно до 17%. В премиальном сегменте доминируют российские производители.

Японским компаниям в таких условиях остается только жаловаться на свое правительство, которое связало им руки и не дает зарабатывать.