«Дядя Леша»: Бэтмен из Рыбинска

Вариация на «Берегись автомобиля» смотрится как пародия на супергероику

Правила супергеройской жизни просты. Подвиги совершай инкогнито – ведь тебе не надо славы. И уж точно не нужен тюремный срок. Подвиги одиноких борцов за справедливость, понятно, вещь порой уголовно наказуемая. И чтобы никто не заподозрил – придумай железобетонное прикрытие. Брюс Уэйн – Бэтмен по ночам, днем – герой таблоидов, мажор-транжира. Дядя Леша (Тимофей Трибунцев из «Снегиря» и «Последнего богатыря») придумал даже более эффектную легенду. С наступлением ночи он неуловимый вор-домушник, который обчищает особняки бандитов-богачей города Рыбинска. А днем – всего лишь уборщик в детском доме. Все награбленное через знакомого бизнесмена дядя Леша – опять же тайно – тратит на благоустройство того же детского дома.

/ Kion

Однажды схема дает сбой. В последнем обворованном особняке дядя Леша оставляет улику – из кармана выпадает ингалятор (да, русский супергерой именно таков – уборщик-астматик). А сам улов – сумку с драгоценностями – из тайника дяди Леши выкрадывает новая подопечная детского дома, трудный подросток Маша (Елизавета Хомякова, играла в «Плаксе» и «СуперИвановых»). С награбленным девица подается в бега. Чтобы вернуть Машу, дядя Леша вынужден открыться двум другим воспитанникам интерната – лоботрясам Цыгану (Хетаг Хинчагов из «Киберпапы») и Пухляшу (Григорий Дудник из «Слова пацана»). Так рыбинский Бэтмен получает в подмогу сразу двух Робинов, но вот-вот лишится возлюбленной. Таня (Наталья Рычкова играла в «Не родись красивой» и «Методе Фрейда»), естественно, знает о ночных отлучках дяди Леши, но подозревает в нем не Бэтмена, а бабника.

Даже по беглому пересказу видно, что «Дядя Леша» (производство компании «Место силы»; с 1 мая сериал начнет выходить на видеосервисе Kion) гораздо ближе не к марвеловским комиксам, а к классической комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» (1966). Немногие знают, но вообще сюжет про благородного угонщика, который все вырученные воровством деньги отправляет в детские дома, придумали совсем не Рязанов и его соавтор Эмиль Брагинский. Это была распространенная городская легенда 1960-х – страшилка для автомобилистов, кто неправедным путем обзавелся дефицитной «Волгой». И в немалой степени – успокоительная сказка для пешеходов, недовольных тем, как много развелось счастливых и явно блатных автолюбителей.

Рязанов и Брагинский, конечно, историю существенно переработали, но антимещанский пафос, вообще типичный для советской культуры, бережно сохранили. «Берегись автомобиля» – это же не только текст дорожного знака, но еще и предостережение зрителю, что в погоне за материальными благами можно потерять нечто более ценное, деньгами не исчисляемое. Юрий Деточкин, конечно, не прав в своих воспитательных методах, но – недвусмысленно следует из фильма – прав в своем отношении к спекулянтам и расхитителям социалистической собственности. Его наследник дядя Леша перевоспитать злодеев даже не надеется и таким неочевидным способом, видимо, пытается замолить свои грехи. Какие – очевидно, выяснится далее (пока журналистам предоставили первые два эпизода).

/ Kion

Вообще, отличий между фильмами явно больше, чем сходств. Даже чисто жанровых. В «Дяде Леше» гораздо больше гротеска и эксцентрики – персонажи бегают как заводные, выпутываясь из одной нелепости, немедленно влипают в другую. Да и в целом сериал не столько про критику нравов или большие сверхзадачи, сколько уютное дуракаваляние для просмотра после тяжелого рабочего дня. Для Дмитрия Невзорова это всего лишь вторая режиссерская работа после комедии «Свободные отношения» (2022), но вообще он сценарист-комедиограф со стажем. В его фильмографии – ситкомы «Зайцев + 1», «Остров» и «Отпуск». «Дядю Лешу» он писал вместе со своими соавторами по «Кибердеревне» – Никитой Лундиным и Антоном Бабаевым.

Среди очевидных плюсов стримингового бума: больше контента – больше возможностей для актеров. Одну из главных ролей в «Дяде Леше» – директрису детского дома по прозвищу Бородавка – играет колоритная Анна Уколова, звезда «Левиафана» и «Домашнего ареста», которую любят брать на второй план. А здесь – полноценная партия. Даже любовный треугольник – дядя Леша пытается спасти отношения с Таней, но одновременно посылает знаки внимания директрисе, и Бородавка все принимает всерьез. Приятно, конечно, и за Тимофея Трибунцева, который в театре играет и Бориса Годунова («Золотая маска» – 2021), и Дон Жуана, а в кино обычно – работяг из народа. Рыбинский Бэтмен уже в большой степени дает возможность оценить реальный диапазон артиста.