Безответственная вера государству

Граждане зря думали, что могут накопить денег на будущую пенсию
В ближайшее время руководство страны примет окончательное решение, что будет с накопительным элементом
Игорь ШуваловПервый вице-премьер правительства

«Я не считаю правильным выносить это на всеобщее обсуждение, когда между профессионалами есть несколько точек зрения», – попросил вице-премьер дождаться руководящего решения. Непрофессионалы – это 30 млн работающих граждан, выбравших предложенную государством накопительную часть пенсии, из 50 млн, пенсионные счета которых пополняются в принципе. Должны, стало быть, подождать, как школьники за дверью учительской, пока взрослые дяди и тети решат, что им с этими деньгами граждан дальше делать.

В отличие от налога – безвозмездного отчуждения средств в пользу государства, страховой взнос – платеж возмездный, целевой и возвратный: будучи частью оплаты труда работника, он формирует его пенсионные права. Перейдя к персонифицированным страховым взносам, государство сказало каждому: вот твой личный счет, следи, будь ответственным, позаботься о себе завтрашнем. Для этого же задуманы и пенсионные накопления. Размер распределительной части будущей пенсии после того, как в ходе последней реформы она переведена из рублей в баллы, зависит не столько от личного вклада, сколько от суммы доходов, которую соберет ПФР в год назначения пенсии. Накопления – добавка, зависящая от итогов инвестирования (того, кто инвестирует, гражданин выбирает сам) и призванная нивелировать неизбежное уменьшение пенсий.

Чиновники лукавят, говоря о необходимости перевода накоплений в добровольный формат: они уже добровольны – гражданин может выбрать, направлять часть пенсионного взноса в накопления или нет. Гражданам идея ответственного выбора понравилась, и они продолжали его делать даже при моратории на накопительные взносы. Теперь оказалось, люди недостаточно ответственно подошли к предложению государства: взяли и поверили, что им позволено влиять на собственное будущее, – а его с ними даже не собираются обсуждать.

Руководству страны, когда схлынул приток нефтедоходов, приходится затыкать бюджетные дыры всем, чем еще страна богата. Изъятие накопительных взносов проблем не решит, но дефицит частично прикроет. Правительству приходится выбирать между текущим и будущим – парадоксально, что именно «плохим выбором» в пользу текущего потребления, свойственным обывателям, обычно обосновывают необходимость обязательных пенсионных накоплений. Неужели 30 млн оказались ответственнее? Но система коллективной ответственности у руководства дает возможность никому не отвечать персонально за любые плохие решения. Особенно если они касаются лично каждого из десятков миллионов граждан, в том числе только становящихся таковыми: ведь эффект от решений в пенсионной сфере сказывается десятилетиями. Но это, видимо, неважно, если задача – день простоять да ночь продержаться. А пенсионные вопросы более молодых поколений будут решать уже будущие правительства, лет через 10, как сказал вице-премьер Шувалов в 2012 г.

Это непрофессионально.