Робот читает письма

Российский суд решил, выполняют ли роботы Google законы робототехники Айзека Азимова
Компания Google на свой страх и риск пользуется нарушающим Конституцию софтом
Татьяна АкульшинаСудья

«Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред», – гласит первый закон робототехники, сформулированный в первой половине XX в. писателем-фантастом Айзеком Азимовым. Из двух других следует, что роботы должны подчиняться человеку и заботиться о своей безопасности, если это не противоречит первому закону.

На прошлой неделе Мосгорсуд, похоже, решил разобраться, причиняют ли вред человеку «роботы» Google. Судья изучала, может ли Google анализировать личную переписку пользователей его почтового сервиса Gmail и транслировать им рекламу в соответствии с содержанием этих писем. Спор возник еще два года назад, когда пользователь Антон Бурков обнаружил, что Google показывает ему в Gmail объявления контекстной рекламы, совпадающие с содержанием его писем. Он попросил суд обязать Google прекратить нарушения: сначала Бурков проиграл тяжбу, а в этот раз суд принял его сторону.

Судья Татьяна Акульшина согласилась с Бурковым и фактически признала, что «роботы» Google «прочитали» его письма и разместили рекламу в его почтовом аккаунте. Защищать право на тайну переписки российское государство обязано в соответствии с 23-й статьей Конституции.

Правда, возникает вопрос, могут ли вообще роботы Google читать и можно ли это считать нарушением тайны переписки. По Конституции нарушение возникает в том случае, если некие лица ознакомились с перепиской. В случае же с Google мы имеем дело с алгоритмами, которые анализируют не только содержание писем, но и историю поисковых запросов любого пользователя сети.

По сути, любой крупный интернет-сервис отслеживает поведение людей в интернете и использует эту информацию себе во благо, зарабатывая на рекламе. За это люди могут пользоваться большинством сервисов бесплатно, а это и поиск, и почта, и просмотр видео, и игры. Google этого не скрывает, в его пользовательском соглашении (его подтверждает каждый пользователь сервисов этой компании) открыто говорится, что компания может анализировать контент, в том числе электронные письма. Это делается для того, чтобы, в частности, «предоставлять информацию, полезную вам», объясняет Google. Этот полезный бизнес принес Google $66 млрд в 2014 г., и большая часть этих денег заработана именно на контекстной рекламе.

Если решения, подобные тому, что вынес Мосгорсуд, станут прецедентом, то это ставит под угрозу рекламную модель интернет-бизнеса. Возможно, интернет-компаниям стоит более понятно предупреждать каждого нового пользователя о том, как используются его данные. Тогда он сможет сделать осознанный выбор – предпочесть условно «бесплатный» сервис и смотреть рекламу или поискать то же самое, но более защищенное и за деньги.