Проблема людей для российских чиновников

В проекте бюджета 2016 г. человек совершенно очевидно принесен в жертву
Рост [экономики] зависит от потребностей, а единица потребления в экономике – это человек.
Сергей ГалицкийГендиректор и основной владелец «Магнита»

На протяжении всех последних кризисов российские власти обещали реформы. И каждый раз слово свое не держали. В 2008–2009 гг. они просто тратили накопленное, чтобы залить кризис деньгами. Теперь стараются растянуть оставшееся так, чтобы хватило на выборы и на раздачу госкомпаниям. Верстка бюджета на 2016 г. больше похожа на упражнения с бухгалтерским балансом, чем на попытку подготовить бюджет, в котором закладываются источники будущего (пусть и отдаленного) роста.

К поиску этих источников роста экономики призывает правительство бизнес, напоминая, что главная ценность экономики – человек. Это пытался объяснить Галицкий во время инвестиционного форума «ВТБ капитала» «Россия зовет!». «Я бы обратил внимание на то, как мы относимся к человеческой жизни, – посоветовал он. – Человеческая жизнь в XXI в. – это главный ресурс».

Частный бизнес это понимает, так как зависит от людей. Качество сотрудников, благосостояние потребителей, продолжительность их жизни, их здоровье для бизнеса не абстрактные величины в макропрогнозе, а конкретные доходы. Эти люди формируют среду, в которой развивается бизнес. А по качеству образования и здравоохранения Россия отстает уже не только от развитых, но и от развивающихся стран, следует из последнего рейтинга мировой конкурентоспособности Всемирного экономического форума.

На словах чиновники обещают вкладывать в человека. Но каждый раз это их обещание оказывается «чаем с вареньем на завтра». В проекте бюджета 2016 г. человек совершенно очевидно принесен в жертву, например, силовому сектору: пенсии индексируют всего на 4%, лишают индексации работающих пенсионеров, падают расходы на образование, здравоохранение, ЖКХ. Прежде чем принимать такие жесткие решения, правительство должно было бы мобилизовать все резервы, сократить все неэффективные расходы, сетует федеральный чиновник, но сделано этого не было.

Конечно, проблемы человеческого капитала связаны не только и не столько с расходами бюджета. Ключевое – общая среда, в которой человек уж точно не является ключевой ценностью для власти. В личном общении многие чиновники весьма цинично говорят о людях и их проблемах. Их подход – «людям и так было плохо, так что приспособятся».

«В экономике есть такой закон – предпочтение благ нынешних благам будущим. И, к сожалению, требуется большая прозорливость и воля и иногда даже удача, для того чтобы эту цепь разорвать», – говорит министр экономического развития Алексей Улюкаев. И поскольку люди, стоящие сейчас у власти, этой волей и прозорливостью вряд ли обладают, то главной удачей может оказаться их смена.