Как выглядит страна-дауншифтер

Россия на рубеже XX–XXI вв. отказалась от ценностей развития и жила на свою ренту
Мы проиграли конкуренцию, надо честно сказать. Просто оказались в стане стран-дауншифтеров
Герман ГрефПрезидент Сбербанка

Цена всех ошибок – и власти, и бизнеса, и общества – очевидна. Сейчас происходит смена крупнейших циклов – технологического, экономико-финансового и социального, важнейшие технологические изменения дали старт новой экономической парадигме и Россия имеет «одну из самых слабых стартовых позиций в начинающейся новой гонке», указывает директор по исследованиям и аналитике Промсвязьбанка Николай Кащеев. Разрыв между странами-дауншифтерами и странами-победителями «будет больше, чем во время прошлой индустриальной революции», говорит Греф.

Дауншифтинг – явление, распространившееся на рубеже XX–XXI вв., – «отказ от чужих ценностей» и «жизнь ради себя», пишет «Википедия». В момент роста рынка недвижимости в Москве было популярно сдавать свою квартиру и уезжать жить за границу на ренту, теряя в доходах, карьерном росте и, возможно, в развитии (или меняя вектор своего развития). Рента в зависимости от ее размера могла позволить жить не только в дешевой Азии, но даже в дорогой Европе. Так продолжалось, пока не рухнул рубль и ренты стало не хватать.

Сравнение Германа Грефа кажется очень точным. Россия на рубеже XX–XXI вв. отказалась от ценностей развития и жила на свою ренту – нефтяную. Тряхнуло в кризис 2008–2009 гг. Тогда чиновники правительства и Кремля активно заговорили, что вот он шанс вспомнить о развитии. Но на деле открыли нефтяную кубышку и оплатили из нее прежний образ жизни, благо нефть снова подорожала. Между тем экономика от стагнации уверенно переходила к рецессии, а нефтяные котировки в 2014 г. устремились вниз. Только тогда правительство начало понимать и признавать, что экономика давно в серьезном, полномасштабном кризисе. Правда, не согласно признать, что в кризисе находится и вся система власти. «Все, что характеризовало нашу деятельность за 2015 г., – правительство не совершило ни одной крупной ошибки», – заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов на Гайдаровском форуме – 2016 (цитата по ТАСС). Если даже не считать бездействие, отсутствие стратегии развития, реформ, преобразований серьезной ошибкой, то и в таком случае можно найти немало серьезных ошибок в работе правительства. Например, очередное изъятие пенсионных накопительных взносов – это очередной удар по инвестициям, по источнику длинных денег, в которых так нуждается российская экономика. Эмбарго на отношения с Турцией – тоже ошибка, увеличивающая инфляционные риски.

Россия оказалась среди стран, которые не просто не следуют этой модернизации, а сопротивляются ей, констатирует Кащеев. И будет сопротивляться как минимум до тех пор, пока еще будут остатки ренты, которой можно оплачивать жизнь дауншифтера.