Почем бренд для народа

Чем не угодила министру культуры принадлежащая французам торговая марка «Простоквашино»
Привет ей [компании Danone] передаю, будут у вас проблемы. Обещаю. В ближайшее время.
Владимир Мединскийминистр культуры

Министр культуры вступился за российскую что ни на есть культуру. Мультипликация! «Союзмультфильм»! Как не вступиться? Нет, или это он за советскую культуру вступился? Мультфильм-то, как он сам указывает, – советский. Первую историю о самостоятельном мальчике и его говорящих домашних животных, существовавших натуральным хозяйством в деревне Простоквашино, писатель Эдуард Успенский опубликовал в 1973 г. Министру тогда было три годика. А последний мультфильм из настоящих (это определение – чистая вкусовщина) вышел в 1984 г., когда будущий министр Мединский, подросток, увлеченный военной историей, уже жил в Москве. Неловкую поделку 2010 г., где участвуют ноутбук и бизнес-план насчет сметаны, в ряд простоквашинской классики ставить не хочется.

Конечно, брендированных молочных продуктов (а то и небрендированных) в советских магазинах ни в сумском детстве министра, ни в его военно-исторической московской юности не было. И если подходить к коммерческой деятельности французской компании Danone с советской меркой – министр, безусловно, прав. Всенародное достояние «Союзмультфильм» создало всенародно любимую деревню Простоквашино; следовательно, ее имя принадлежит советскому народу, кому же еще!

Французы, правда, уверяют, будто выкупили права на слово «Простоквашино» у автора – Эдуарда Успенского. Информируют, что инвестиции их в российскую экономику составляют $2 млрд, что у них-де 18 предприятий на территории России. Но это они со своей рыночной логикой подходят к культурному вопросу – который, конечно же, должен решаться в иной плоскости.

Министр Мединский тут чрезвычайно остроумно, как и свойственно историку, едва заметным штрихом наметил сегодняшний цивилизационный разлом или даже столкновение цивилизаций – советской и российской – и в то же время единство их. Советская подразумевает, что общество сообща бедует, преодолевая разного рода сложности, в том числе и в области молочных продуктов, во имя величия страны; российская же, унаследованная из 1990-х гг., имеет своей целью жалкое благополучие каждого отдельного гражданина. (В советской среде, в принципе, могут быть бренды – но только идеологически чуждые, занесенные с Запада, для демонстративного потребления, подчеркивающие социальный статус; а своих – нет, должно быть все общее, родиной не торгуем.)

Нынешнее цивилизационное единство несоединимого и побудило, думаю я, изящного министра Мединского выразиться языком лихолетья, использовать мифологический понятийный аппарат 1990-х гг.: «Будут у вас проблемы! Обещаю!»

В том смысле, что это не практическая угроза, например, судебным разбирательством – нет! это министр Мединский указал на идеологическую несостоятельность рыночного подхода к российской действительности.