О пользе 97%

Чем матери-истории ценен самарский губернатор Николай Меркушкин
Если за тобой 97% – ты требуешь <...> А если мы не сделаем одно, второе, третье, я буду <...> себя оправдывать, что это не я не сделал для народа. Это вы сами сделали так, чтобы для народа мы ничего не сделали.
Николай МеркушкинГубернатор Самарской Области

Удивительный, конечно, это человек – Николай Иванович Меркушкин. Политик, который практически ежедневно словом и делом доказывает, что в жизни всегда есть место подвигу. И одновременно – что настоящие герои могут быть незаметными.

Вот знаете ли вы, например, сколько у нас в стране действующих глав регионов, ставших губернаторами раньше, чем Владимир Путин – президентом? Всего четыре. А дольше, чем Меркушкин, впервые возглавивший Мордовию еще в 1995 г., губернаторствует только белгородец Евгений Савченко (с 1993-го).

Или другая загадка: известно ли вам, кто первым в России придумал снимать кандидатов с выборов за брак в собранных ими подписях избирателей? Не поверите – тоже Меркушкин. Да-да, было в истории наших выборов былинное время, когда избиркомы вообще не считали, сколько у кандидата неправильных подписей, – главное, чтобы правильных было не меньше установленного минимума. Но федеральный закон позволял регионам при желании самим назначать предельную долю брака – и у Николая Иваныча перед выборами президента Мордовии 1998 г. такое желание, естественно, возникло. В итоге в 3%-ный минимум не уложились четверо главных конкурентов, а единственного оставшегося Меркушкин легко разгромил, набрав почти 97% голосов.

Ну и еще один вопрос: сколько в России действующих губернаторов, которые настолько хорошо управляли своими территориями, что их перебросили в другой регион? Только трое: Сергей Собянин, Олег Кожемяко и Меркушкин. И снова наш герой совершил чудо. Убрав в 2012 г. из Самарской области полуваряга, президента «АвтоВАЗа» Владимира Артякова (он особенно запомнился самарцам тем, что на выходные регулярно улетал в Москву), Кремль прислал уже 100%-ного варяга, причем из мест, еще более от Самары отдаленных. И что? А ничего: воодушевленные такой вот сменой шила на мыло избиратели отдали Меркушкину вполне себе «мордовский» 91% голосов.

И после этого вы спрашиваете, почему же Меркушкину дозволены все эти отнюдь не маленькие шалости – от скандальных высказываний по широкому кругу вопросов до прямого конфликта с «Единой Россией» из-за итогов праймериз? Вам все еще непонятно, откуда у самарского губернатора такая непотопляемость? Да все оттуда же – от тех самых мордовских 97%. О которых, кстати, в Кремле могут только мечтать даже после окончательного решения крымского вопроса.