«Мегафон» задумался о собственных спутниках

Аналогичные проекты сейчас терпят неудачу с вероятностью 75%
Первые орбитальные миссии спутников от Мегафон 1440 мы рассчитываем совершить уже на горизонте пяти лет.
Алексей Шелобковглава «Мегафон 1440»

«Мегафон» заявил о своем интересе к низкоорбитальным спутниковым технологиям: компания потратит 6 млрд руб. на изучение экономической целесообразности такого проекта и разработку прототипов оборудования. Такой шаг ни к чему не обязывает, за ним совсем не обязательно последует масштабирование проекта до глобального и запуск сотен космических аппаратов. Более того, дальнейший отказ от создания коммерческой системы спутниковой связи будет нормальным финалом истории, потому что у операторов низкоорбитальных группировок, как правило, тяжелая судьба. Бум развития таких систем пришелся на рубеж тысячелетий, и выжившие с тех пор операторы Iridium и GlobalStar прошли через банкротство. Сейчас создаются две глобальные низкоорбитальные спутниковые системы – OneWeb и Starlink, и первая уже тоже проходит процедуру банкротства. То есть по состоянию на текущий момент вероятность банкротства глобальной системы низкоорбитальной системы связи– 75%.

В заявлениях «Мегафон» избегает термина «глобальный», при этом название проекта – «Мегафон 1440» – прямо на это намекает. 1440 – это одна из возможных конфигураций спутникового флота: 24 орбиты по 60 аппаратов. Сейчас объявлена первая стадия проекта, которая обычно включает эскизное проектирование системы и создание макетов. Далее, как правило, следует изготовление нескольких опытных образцов для летных испытаний и их вывод на орбиту. Летные экземпляры, если до них дойдет дело, «Мегафон» почти наверняка будет заказывать за рубежом. В России спутники связи серийно выпускает только одно предприятие – «Информационные спутниковые системы имени Решетнева». С учетом того, что «Роскосмосу» выделено финансирование на проект «Сфера» (а это сотни космических аппаратов), в обозримой перспективе это предприятие будет загружено заказами под завязку.

Сложно говорить и о стоимости реализации проекта, на который нацелился «Мегафон», – особенно когда речь идет о пятилетнем горизонте и конфигурация системы не известна. Стоимость выведения грузов на орбиту снижается динамично, спутниковые технологии тоже дешевеют. Например, создание OneWeb оценивается в $5 млрд при том, что стоимость одного спутника ниже $1 млн (компания планировала довести ее до $500 000). Эта компания привлекла более $3,5 млрд и объявила о начале процедуры банкротства, не сумев вывести на орбиту даже минимальный состав космических аппаратов – 600 – при запланированном штатном составе группировки в 2000.

Главный вопрос таких проектов – наличие платежеспособного спроса. И, как показал опыт тех же Iridium и GlobalStar, просчитать его довольно трудно. В своем релизе «Мегафон» сообщает: «Сегодня наземной связью покрыто порядка 35% территории страны, а в зонах с низкой плотностью населения прокладка оптоволокна требует все более существенных инвестиций». Это правда, но стоит принимать во внимание, что платежеспособные клиенты живут, как правило, в пределах этих 35% страны, где доступны все виды связи. Конечно, можно представить себе модель потребления, в которой спутниковый интернет оптимален. Но и у такого клиента в ближайшие годы может сложиться достаточный выбор – OneWeb, Starlink, анонсированный Джеффом Безосом Project Kuiper. Рано списывать со счетов и популярную сейчас технологию VSAT (выход в сеть через геостационарный спутник).

Такой объем предложения будет оправдан, если спутниковый интернет станет массовым. Подобный сценарий в своей визионерской книге «Дорога вперед» описал Билл Гейтс в 1995 г. Затем он приступил к созданию системы Teledesic (ее второе название – Internet in the Sky). А спустя несколько лет проект остановил, списав в убытки сотни миллионов долларов. Но ведь и Гейтс иногда ошибается.