Bombardier прекращает производство бизнес-джетов Learjet

Пионер рынка проиграл молодым конкурентам с более дешевыми моделями
Пассажиры обожают летать на этих выдающихся самолетах <...> Однако, учитывая усложняющуюся конъюнктуру, мы приняли решение прекратить производство Learjet.
Эрик Мартелгенеральный директор Bombardier

Канадский производитель бизнес-самолетов Bombardier объявил о прекращении производства джетов принадлежащей ему компании Learjet в IV квартале 2021 г. в целях сокращения издержек. Bombardier продолжит обслуживать самолеты, произведенные Learjet, а это, по информации Reuters, 42% из почти 5000 эксплуатируемых в настоящее время бизнес-джетов, проданных Bombardier.

Компания Learjet была одним из пионеров на рынке бизнес-самолетов. За свою историю с 1962 г. компания произвела более 3000 машин. По словам гендиректора Bombardier Эрика Мартела, «непростое решение прекратить производство» было принято «с учетом все более усложняющейся конъюнктуры рынка». На деле это значит вот что: самолеты Learjet, на которых некогда летали Фрэнк Синатра, Элвис Пресли и Джеймс Браун, в последние годы почти не продавались. По данным сервиса Jetnet, за весь 2020 год было поставлено 11 бизнес-джетов по сравнению со 112 в 2001 г. «К этому давно все шло, – комментирует Bloomberg аналитик в области авиационно-космической промышленности Ролланд Винсент. – В Learjet уже несколько лет едва теплится жизнь».

Bombardier приобрела Learjet в 1990 г. и предприняла несколько попыток справиться с конкуренцией, а после их неудач – реанимировать компанию. В 1992 г. Bombardier сообщила о разработке модели Learjet 45, которая должна была стать конкурентом новым производителям на рынке, однако из-за задержек в производстве первые покупатели получили Learjet 45 только в середине 1998 г. В 2003 г. Федеральное управление гражданской авиации США на месяц приостановило полеты всех джетов Learjet 45 для решения проблем с хвостовым стабилизатором. Следующая попытка обошлась Bombardier в $1,4 млрд – столько производитель потратил на разработку модели Learjet 85, которая так и не вышла на рынок из-за отсутствия интереса потенциальных покупателей. В 2019 г. Bombardier объявил о выпуске Learjet 75 Liberty – переработанной и более дешевой модели Learjet 75 ($9,9 млн за 75 Liberty по сравнению с $13,8 млн за Learjet 75). И снова никто не оценил новинку, вмещающую только четырех пассажиров, сообщает издание Business Jet Traveler.

На рынке бизнес-джетов, который, согласно отчету консалтинговой компании Grand View Research, в 2019 г. оценивался в $24,4 млрд, спрос сместился на более бюджетные и менее оснащенные самолеты других производителей: например, на Phenom бразильского конгломерата Embraer за $9 млн, который, по мнению аналитиков, «убил линейку Learjet». Среди других популярных моделей – HondaJet HA-420 за $5,3 млн и Cirrus Vision SF50 за $2 млн. Последняя модель была поставлена в количестве 81 шт. в 2019 г. и еще 47 – в первые девять месяцев 2020 г., пишет Forbes. Состоятельные клиенты и знаменитости все чаще отдают предпочтение дальнемагистральным джетам с салонами побольше – в них можно пересечь континент или океан без дозаправки. Такие предлагает американская корпорация Gulfstream (модель Gulfstream IV G4 на 19 пассажиров за $20 млн принадлежит, например, Тому Крузу). Вместительные бизнес-джеты производит и сама Bombardier в сериях Global и Challenger. Вот они, по словам представителя компании, остаются конкурентоспособными.