Григорий Явлинский закрылся от нового

«Яблоко» не использует статус монополиста на демократическом фланге
Я иногда думаю, что партия как печень: чем она больше, тем хуже
Григорий Явлинскийпредседатель политкомитета партии «Яблоко»

Съезд «Яблока» оставил впечатление, что умирать партия не планирует, но и возвращаться во власть не хочет. На прошлых выборах, в 2016 г., в бюллетене для голосования на «демократическом фланге» помимо «Яблока» значилась еще партия «Парнас», а сейчас «Яблоко» – монополист. Но вместо того, чтобы открыться и использовать свое положение, партия, наоборот, закрывается от всякого влияния извне.

Технически съезд оформил эту консервацию так: запрещен любой не согласованный с руководством приток новых членов партии. Для новичков вводится система кандидатского стажа, знакомая многим руководителям «Яблока» по временам КПСС. Яснее других это обосновал сооснователь «Яблока» Григорий Явлинский: «Когда у большевиков было 50 000 человек, они захватили власть в стране, а когда было 20 млн – они развалились. Я иногда думаю, что партия как печень: чем она больше, тем хуже».

Явлинский все еще мыслит себя председателем партии и строит «защиту от рейдерства» со стороны разных сил. В том числе со стороны и не создававших с ним партию с 1993 г. политиков вроде Максима Каца. Тот последние годы и пытался привести свои кадры в столичное отделение и затем сменить его руководство изнутри – чем и объясняется де-факто запрет на прием в партию «непроверенных» новичков. Не слишком доволен Явлинский и другие «старые большевики» также системой «политического убера», которую в 2017 г. Кац и экс-депутат Дмитрий Гудков применили на выборах муниципальных депутатов Москвы. Тогда с помощью такого «убера», т. е. системы поиска и избрания кандидатов от оппозиционных партий, они выставили фронт против единороссов. На 1502 вакантных мандата – 1000 человек, это много для оппозиции. Победили тогда из них 266, в том числе 180 кандидатов, которых юридически выдвинуло «Яблоко», записавшее это, конечно, себе в актив. Авторы проекта называли это большим успехом – еще бы, ведь за пять лет до этого «Яблоко» получило на муниципальных выборах всего 25 мандатов.

Лояльность к «Яблоку» кандидатов, прокатившихся за счет партии на «политическом убере», и впрямь сомнительна. Избранный четыре года назад от «Яблока» и ставший главой муниципального округа Тверской Яков Якубович теперь заявил о намерении выдвинуться в Госдуму от Партии роста президентского бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

Однако, если «Яблоко» будет и дальше закрываться, проблему кадров это не решит: старые будут уходить, а новые не появятся. И тогда даже сравнение с большевиками будет казаться смешным – «Яблоко» все меньше напоминает группу единомышленников, которые готовы сплотиться ради решительных действий.