Обвинение Виктора Медведчука в госизмене приближает его к России

Генпрокуратура Украины считает, что политическое предательство имеет экономическую основу
Депутаты М. и К. подозреваются в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов в украинском Крыму.
Ирина Венедиктовагенпрокурор Украины

Экс-глава администрации президента Украины Виктор Медведчук, который руководит партией «Оппозиционная платформа – За жизнь», может так или иначе повторить путь свергнутого в феврале 2014 г. и переехавшего в Россию экс-президента Украины Виктора Януковича. На это указывают многие обстоятельства.

11 мая Медведчуку, нынешнее местонахождение которого неизвестно, и его однопартийцу, также депутату Верховной рады Тарасу Козаку, было выписано «подозрение» в государственной измене, о чем сообщила днем в Facebook генеральный прокурор Украины Ирина Венедиктова. По ее словам, операция по разоблачению предателей проходила в секретном режиме, чтобы «информация оставалась в вакууме», а изначально Венедиктова постаралась даже не называть имена тех, кого разрабатывали украинские силовики. «Народные депутаты М. и К. подозреваются в государственной измене и покушении на разграбление национальных ресурсов в украинском Крыму», – сообщила она. Генпрокурор добавила, что «нельзя раскрывать информацию с государственной тайной» и «создавать армию информационных клоунов и кукловодов в своих антиукраинских интересах». У подозреваемых тут же прошли обыски.

Подробности уголовного дела стали известны чуть позже. На совместном брифинге с главой Службы безопасности Украины Иваном Бакановым генпрокурор пояснила, что компания «Новые проекты», связанная с Медведчуком, передала в 2015 г. России права на месторождение «Глубокая» на Крымском шельфе Черного моря. По версии украинских правоохранителей, без Медведчука и его подельников, среди которых Венедиктова назвала Козака, процесс подготовки и разработки «оккупантом» месторождения занял бы годы (цитата по «Коммерсанту»). Ресурсы месторождения генпрокуратура Украины оценила в 38 млрд гривен (около 101,7 млрд руб.).

Несмотря на экономическую подоплеку дела, «Оппозиционная платформа – За жизнь» воспринимает обвинения в политическом ключе. Если верить официальному заявлению партии, действия правоохранителей стали реакцией на участие Медведчука и других функционеров в массовых акциях, организованных 9 мая, и на их заявления о том, что они «будут отстаивать свои идеи, беречь память о победе в Великой Отечественной войне и чествовать ее героев». Именно на это, а не на близость Медведчука к российским властям (тот хорошо знаком и с Владимиром Путиным, и с Дмитрием Медведевым), согласно партийной версии, украинская власть «ответила политическими репрессиями» и «карательная машина полицейского государства пошла на новое беззаконие».

Впрочем, власти Украины жестко действовали по отношению к оппозиционным политикам и до 9 мая. В феврале 2021 г. в отношении Медведчука, а также трех считающихся связанными с ним телеканалов, «112 Украина», ZIK и Newsone, были введены санкции, сообщало радио «Свобода» (признано иноагентом). В марте троим участникам общественного движения «Украинский выбор – Право народа», лидером которого также является Медведчук, были предъявлены обвинения в государственной измене и посягательстве на территориальную целостность Украины – за участие в организации референдума в Крыму в 2014 г.

Президент Украины Владимир Зеленский «всерьез решил бороться с лидерами пророссийского направления, по крайней мере с некоторыми», говорит украинский политолог Георгий Чижов. И меры, принятые против телеканалов, которые связаны с Медведчуком, работают – популярность партии падает, утверждает он. Однако пока у политика есть партия, сторонники, юрслужба и депутатская неприкосновенность, он еще может побороться на территории страны, считает председатель Союза политэмигрантов и политзаключенных Украины Лариса Шеслер.

Но запасной аэродром, думается, уже готов.