Касса для грузовика

SPSR Express: зачем 2000 курьеров онлайн-кассы
Чтобы работать по-новому, SPSR Express придется переписать протоколы обмена данными с клиентами, говорит Сергей Климаш / Евгений Разумный

Перейти на новые кассы и организовать передачу данных в ФНС в режиме реального времени должны не только продавцы, но и сервисы доставки – например, партнеры интернет-магазинов. Как они будут действовать, «Ведомости&» рассказывают на примере SPSR Express, обеспечивающей в России логистику для AliExpress, JD.com, eBay, Amazon и других интернет-магазинов, в том числе отечественных.

Компаниям по доставке товаров из интернет- и офлайн-магазинов придется привести свой бизнес в соответствие с новым законом о контрольно-кассовой технике – точно так же, как и ритейлерам. Но у служб доставки задача более сложная: им нужно не только подключить свои кассы к системе передачи данных в ФНС в режиме реального времени, но и организовать обмен данными со всеми своими торговыми партнерами.

«Это потребует усилий и затрат с двух сторон – торговой компании и службы доставки, которая выступает платежным агентом при продаже товара. Нам придется переписывать протоколы обмена данными, перенастраивать систему коммуникаций», – говорит директор по информационным технологиям компании SPSR Express Сергей Климаш.

Его компания – один из лидеров российского рынка экспресс-перевозок: она работает более чем с 20 000 клиентов, в том числе Аmazon, AliExpress, JD.com, LeEco, eBay, Next, Marks & Spencer, «Корабликом», «Снежной королевой» (кроме интернет-магазинов SPSR Express обслуживает и сегмент b2b). У SPSR Express 9 распределительных и 15 сортировочных центров, более 1000 собственных автомобилей и 200 офисов, обеспечивающих доставку более чем в 6000 населенных пунктов.

2000 курьеров
нужно оснастить кассами SPSR Express

30 млн руб.
рассчитывает потратить компания на модернизацию существующих кассовых аппаратов в ожидании, пока нужная ей модель новых устройств поступит на рынок

«Партнерские отношения с одним из крупных ОФД нам ближе, чем формирование собственного оператора»

Деятельность SPSR Express заключается не только в том, чтобы доставить товар заказчику, но и в том, чтобы получить за него оплату – наличными или картой, если покупатель расплачивается за покупку при ее получении (таких в России большинство). Поэтому у курьера компании должна быть с собой касса или терминал и он должен выдать покупателю чек. От покупателя деньги поступают на расчетный счет SPSR Express, с него компания оплачивает стоимость товара продавцу уже безналичным способом, объясняет схему работы Климаш.

Схема работы при переходе на онлайн-кассы не изменится, но кассы SPSR Express должны быть оснащены фискальными накопителями и позволять передавать данные в ФНС через оператора фискальных данных (ОФД). «Отчетность по кассам и пробитым при доставке чекам – это задача платежного агента, т. е. нашей компании», – говорит Климаш. У интернет-магазина, если он работает со службой доставки, нет обязанности передавать налоговикам данные по чекам, оплату за которые получил курьер службы при доставке. Но интернет-магазин должен отчитываться по собственным кассовым операциям, если пользователь оплачивает товар на сайте магазина.

В SPSR Express над переходом на новые кассы начали работать еще в октябре 2016 г. Сейчас компания тестирует новый софт для касс фирмы «Атол», на которых работает сегодня, и в мае 2017 г. начнет их обновлять. Обновлять – потому что пока SPSR Express не нашла устройство, которое бы максимально отвечало всем внутренним требованиям компании. Оно должно быть сертифицировано как кассовый аппарат, содержать банковский терминал и быть близким по размерам к компьютерам-наладонникам на базе Android, с которыми более 2000 курьеров SPSR Express развозят заказы сегодня (курьер привозит такое устройство с собой и на месте пробивает чек). При этом в новой кассе должны быть сканеры для штрих-кодов и встроенная GPS-навигация.

Удовлетворяющие всем этим требованиям устройства SPSR Express нашла у двух производителей, говорит Климаш, – Ingenico Group и INPAS. С последней SPSR Express предварительно договорилась: в этом году устройства INPAS должны получить сертификаты ФНС в соответствии с новым законом. Как только устройство появится на рынке, компания планирует заменить на него 2000 касс, которые есть у нее сегодня, рассказывает Климаш. Переход обойдется в несколько десятков миллионов рублей.

Пока же логистический экспресс-оператор занимается настройкой существующих кассовых аппаратов. Замена фискальных накопителей будет стоить почти 14 млн руб. (по 6500–7000 руб. на кассу), еще в 16 млн руб. оценивается апгрейд касс (по 6000–10 000 руб. на кассу), говорит Климаш.

Процесс обновления касс займет несколько месяцев и будет проходить в несколько этапов: сначала компании нужно переделать собственное программное обеспечение (ПО) и связанные с этими изменениями процессы, протестировать передачу данных в ОФД, выявить возможные ошибки, затем обеспечить синхронизацию своего ПО с софтом своих клиентов – продавцов товаров.

/Андрей Гордеев

Основная задача, которую решала SPSR Express при переходе на новые кассы, – с введением онлайн-передачи данных ФНС изменила объем данных в чеках, из-за этого компании нужно менять протоколы обмена данными. «Если раньше было необходимо хранить только контрольные суммы по чеку, то сейчас в фискальные накопители записывается детальная информация по сделке, начиная с места, где она была заключена, и заканчивая артикулами всех товаров, их стоимостью и налогами», – объясняет Климаш. Теперь SPSR Express, как платежный агент, должна получать полную информацию о содержимом заказов. «Раньше мы далеко не всегда получали перечень покупок в заказе, а даже если получали, список не был разбит по суммам. Например, за посылку нужно получить 1000 руб. – не задавался вопрос о количестве вещей в отправлении: три вещи по 100, 300 и 600 руб. с определенными налогами. А теперь мы должны получить эти данные от клиента и их передать [в налоговую]», – объясняет Климаш.

Чтобы выполнить эти требования, компании придется переписать протоколы обмена данными с клиентами, а это требует времени, учитывая, что клиентов у SPSR Express около 20 000. Каждому из них нужно будет дополнять свою часть информации новыми данными: например, отправлять SPSR Express стоимость и налоговую составляющую по каждому артикулу. Пока обновлением софта компания занимается силами собственных программистов.

Закон обязывает всю розничную торговлю с 1 июля 2017 г. перейти на кассы нового образца (с фискальными накопителями) и передавать данные в ФНС онлайн. Многим ритейлерам этого срока может оказаться недостаточно, отмечает Климаш. Многие из 20 000 клиентов SPSR Express сотрудничают и с другими операторами доставки, а также имеют собственные кассы, по которым им придется отчитываться перед налоговой. «Всем этим компаниям придется переделать и обновить все программы. Учитывая, что производители касс готовы не до конца и меняется версия фискального накопителя, есть достаточно серьезные риски, что не все успеют закончить к середине текущего года – ведь уже к маю нужно снимать старые кассы и устанавливать новые», – отмечает Климаш.

В законе пока детально не прописан порядок действий ритейлеров в случае технологических сбоев на кассах или расхождений данных у бизнеса и налоговой инспекции, указывает Климаш. Раньше эти вопросы решали центры технического обслуживания кассовых аппаратов, аккредитованные при инспекциях, теперь эта обязанность с них снимается. По закону сразу после формирования и выдачи чека покупателю информация о чеке должна быть передана в ФНС через ОФД. «Что делать, если у тебя не было связи, ты записал в фискальный накопитель данные, но не успел их передать в налоговую, а касса вышла из строя? Пока регламентирующих подзаконных актов нет», – переживает Климаш.

Сама передача в ФНС большого объема информации несет новые риски, связанные с безопасностью, говорит Климаш. Информацию с касс в ФНС должны передавать ОФД, и многие крупные компании, например сети «Магнит» и X5, опасаясь за сохранность своих данных, создают, по его словам, собственных ОФД. SPSR Express подсчитала расходы на такое решение: получить все сертификаты, установить необходимое ПО, купить специальные шифровальные машины и заказать ключи для собственного ОФД обойдется в 60–100 млн руб. SPSR Express рассматривала такую возможность, но отказалась в том числе из-за дороговизны. «Партнерские отношения с одним из крупных ОФД нам ближе, чем формирование собственного оператора, тем более что передача данных – не наш профильный бизнес», – объясняет Климаш.

При выборе ОФД для SPSR Express важны тарифы, быстрота, четкость и оперативность работы технических специалистов оператора, качество и защищенность канала передачи информации в ФНС. С OFD.ru компания уже подписала договор о сотрудничестве.

«Для бизнеса [онлайн-кассы] это, безусловно, шаг вперед, в эру цифровых технологий, когда электронный чек, отосланный покупателю по sms или электронной почте, приобрел статус юридически значимого документа наравне с бумажным аналогом. Это очень важно для интернет-торговли», – отмечает Климаш.

По его словам, новый закон также лучше защищает потребителя в случае встречи с недобросовестным продавцом: ФНС будет хранить онлайн все фискальные чеки, выданные покупателям, и в случае возникновения споров к ним можно будет обратиться. Кроме того, говорит Климаш, закон повышает общую прозрачность торговых операций, а это «является безусловным плюсом для добросовестных предпринимателей в их конкурентной борьбе с серой частью рынка».

Климаш надеется, что в будущем и сами физические кассы, и фискальные накопители не потребуются – Россия полностью перейдет на облачное хранение данных, когда необходимое ПО можно установить на любой подходящий компьютер и при наличии ключа с шифрованием использовать его как кассу. Такое решение уже реализовано, например, в Чехии, Словакии и Хорватии. «Это позволило бы российским бизнесменам не тратиться на фискальные накопители и сэкономить на обслуживании касс», – говорит Климаш. Экономия могла бы составить 20–30%, считает он. &

Текст: Наталья Суворова