Номер 7 от 31 марта 2017
Партнер проекта «Фонд «Сколково»»

«Страх – ваш самый главный враг»

Как из идеи искать стартапы в регионах родилось роуд-шоу Open Innovations Startup Tour, через которое в этом году пройдут 2000 проектов не только в России, но и в соседних странах

2015 год. На площадку строящегося инновационного центра «Сколково» приземляется вертолет председателя правительства Дмитрия Медведева. Второй год подряд в сопровождении президента фонда «Сколково» Виктора Вексельберга премьер знакомится с новинками от отечественных стартаперов, которые приехали на конференцию Startup Village. Под открытом небом на месте будущего иннограда Медведев в окружении толпы, то и дело фотографирующей его на смартфоны, с видимым воодушевлением гуляет по стендам, общается с изобретателями, примеряет очки виртуальной реальности и даже берет в руки беспилотник «конвертоплан» – уникальное сочетание мини-самолета и квадрокоптера для перевозки грузов.

Число участников Startup Village в «Сколково» в 2016 г. перевалило за 20 000 человек – это предприниматели, венчурные компании и бизнес-ангелы со всего мира. Но Startup Village – только часть большой цепочки мероприятий. Конференции предшествует масштабное роуд-шоу Startup Tour, которое охватывает больше десятка городов в России и странах СНГ, его победители в регионах попадают в полуфинал Startup Village.

Startup Tour в 2012 г. начинался со 142 проектов в 10 городах, в этом году организаторы рассчитывают, что через него пройдет уже 2000 проектов в 13 городах. Всего в России 5000–7000 «малых компаний, нацеленных на превращение технологических идей в коммерческие продукты», говорится в докладе «Кембрийский взрыв», который в 2015 г. был подготовлен по заказу «Сколково».

На технологический сектор приходится 4,5% глобального ВВП, хотя еще в начале 1990-х его доля не превышала 2%, указывают авторы Global Startup Ecosystem Report 2017. Если тенденция сохранится, уже через 15–20 лет технологический сектор будет давать 8% глобального ВВП, причем расти он будет вдвое быстрее мировой экономики в целом, указывают авторы доклада.

«Эти мероприятия – отличная возможность для нас найти талантливые команды», – говорит Андрей Биветски, генеральный директор SAP Labs СНГ. Его компания выделила нескольких экспертов для работы со Startup Tour, а c самыми перспективными командами продолжает работу после роуд-шоу. Например, SAP ведет совместные проекты c проектом VeeRoute – его приложение помогает контролировать доставку товаров. «За время работы мы получаем несколько сотен контактов, а спустя некоторое время закрываем несколько сделок», – рассказывает Дмитрий Калаев, директор акселератора ФРИИ. В 2016 г. ФРИИ забрал со Startup Village проект Eczo.bike – электрокомплект для велосипедов, позволяющий разгоняться до 60 км/ч.

Около половины отобранных экспертами проектов в конечном итоге становятся компаниями с реальной выручкой. «В 2015 г. у нас таких было 45%, за 2016 г. статистики еще нет, но будет больше», – рассказывает Ренат Батыров, генеральный директор технопарка «Сколково». Каждая двадцатьпятая компания, по его словам, вырастает до годовой выручки 100 млн руб. и больше.

Чтобы подчеркнуть связь всех инновационных мероприятий, в этом году региональное роуд-шоу переименовали в Open Innovation Startup Tour (осенью «Сколково« проводит конференцию «Открытые инновации«, среди спикеров и участников которой – крупные корпорации и бизнесмены).

Финский драйвер

Идея отправиться на поиск перспективных разработок в российские регионы возникла у советника Вексельберга – финского бизнесмена Пекки Вильякайнена. В 14 лет Пекка, внук основателя Nokia, создал на родине IT-стартап Oy Visual Systems Ltd, который через 10 лет превратился в компанию со штатом 20 000 человек. Вильякайнен – один из основателей сообщества No Fear. The Community, объединяющего руководителей крупнейших компаний в глобальную сеть, а также ментор и бизнес-ангел Startup Tour.

«Страх – ваш самый главный враг. Без страха делитесь своими идеями. Без страха ищите людей, которые сильнее вас, и учитесь у них», – учит Вильякайнен. По его мнению, все основные возможности в нашей стране нужно искать в регионах. Причин несколько: низкая стоимость старта бизнеса и высокий научный потенциал за счет качественных университетов. К последним и обратилось «Сколково», чтобы они растиражировали возможности Stаrtup Tour и помогли найти первые проекты на конкурс. Сам Вильякайнен стал одним из первых менторов, которые отправились на выездные сессии в 2012 г.

«За пределами столицы [живут] талантливые ученые и предприниматели, не избалованные вниманием инвесторов и менторов. Мы позволяем им встретиться лицом к лицу, попробовать свои силы и раскрыть возможности», – продолжает идею Батыров. В туре участвует 50–70 экспертов и если в первые годы приходилось уговаривать их найти время выступить или оценить проект, то теперь «все уже заранее согласны», радуется Батыров.

Собрали инвесторов

Организацией Startup Tour фонд «Сколково» занимается вместе с партнерами. Среди них практически все институты развития инноваций. В 2013 г. при планировании тура выяснилось, что Росмолодежь собирается проводить мероприятия по инновациям в регионах – эти проекты решено было объединить. Затем присоединилась РВК со своим акселератором GenerationS. В 2014 г. еще одним партнером Startup Tour стал Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника), и тур охватил рекордное количество городов – 27, в том числе Минск и Алма-Ату. Наконец, к списку соорганизаторов добавился ФРИИ.

В результате вся цепочка мероприятий собирает большинство инвесторов российского рынка и значительное количество иностранных. На Startup Village – 2016 было более 1500 инвесторов, из них треть – из-за рубежа. «Для меня как инвестора это удобное место, чтобы обсудить потенциальные совместные сделки», – объясняет Калаев из ФРИИ.

За пять лет через Stаrtup Tour прошло свыше 20 000 предпринимателей из регионов, команды подали на конкурс более 8000 заявок, свыше полутора десятков попало в полуфинал Startup Village. Резидентами «Сколково» стало более 130 компаний – участников тура (всего в фонде сейчас свыше 1600 резидентов).

Как участвовать?

«У «Сколково» очень большие возможности: сеть партнеров, пул инвесторов, финансирование. Если стартап хочет быстро получить доступ ко всем этим ресурсам, то обязательно нужно участвовать в Startup Tour», – говорит руководитель томской SBI Group Антон Титков, один из победителей 2015 г. Его проект Sci Office – облачный сервис с умными шаблонами, позволяющий автоматически оформлять документы. Сейчас он внедряется в нескольких ведущих университетах, запускается версия для малого бизнеса.

Первый этап – зарегистрироваться на сайте и залить туда презентацию. Ее посмотрит несколько опытных экспертов, представителей венчурных фондов, инкубаторов и технологичных корпораций и бизнес-ангелов. В мероприятиях могут участвовать проекты по трем направлениям: IT, биомедицинские и индустриальные технологии. Их оценивают по большому набору критериев: например, конкурентные преимущества перед мировыми аналогами, бизнес-потенциал, команда и ее опыт, качество проработки плана реализации.

Технологический взрыв

Индустрия стартапов – важная часть экономики знаний, во многих странах за последние десятилетия число новых технологических компаний и суммы инвестиций в них выросли по экспоненте. Они создают рабочие места, находят инновации и таким образом делают свой вклад в экономический рост

Проекты, которые набирают нужное количество баллов, допускаются на питч-сессию в офлайне – до этой стадии добирается 15–20% заявок. Дальше все происходит быстро: тему проекта нужно раскрыть в 15-минутном выступлении, после которого и выбирают победителей, в том числе полуфиналистов Startup Village. Есть и другие награды: например, можно оказаться в финале другого конкурса стартапов GenerationS или в финале программы У.М.Н.И.К., разработанной Фондом Бортника.

«Уже на этапе подачи заявки ты начинаешь обращать внимание на те аспекты, о которых даже не задумывался, а ведь именно проработка таких деталей делает твой проект более сильным, конкурентоспособным и адаптированным к реальности», – говорит Иван Чуксин, победитель стартап-тура 2016 г., владелец компании Vitro Plant Tech из Ставрополя, пытающийся клонировать овощи. Сейчас Vitro Plant Tech стала резидентом «Сколково» и получила финансирование.

Кроме конкурса у тура есть и образовательная составляющая: предпринимателей учат вести бизнес (как управлять продажами, персоналом, как защитить интеллектуальную собственность и т. д.), лучше представлять свои разработки, рассказывают о способах привлечь инвестиции и выйти на международные рынки. Поучившись в первый день, многие за ночь успевают подправить свои доклады. «Это была первая в жизни презентация собственного продукта, вдохновившая команду на все остальные подвиги», – вспоминает Максим Сомов, придумавший охранный извещатель «Гравитон».

«После тура мы поняли, в каком направлении должен развиваться продукт», – говорит Евгений Водяницкий, руководитель челябинского проекта, занявшего в 2015 г. 2-е место в туре. В течение следующего года Водяницкий с командой создал улучшенную версию прототипа устройства электромагнитной терапии и провел испытания на добровольцах.

Десятки предпринимателей приходят на сессии с идеей, а через пару лет выводят на рынок готовый продукт. «Это и есть результат, ради которого мы работаем», – говорит Батыров.

Что дальше?

В 2017 г. организаторы стартап-тура рассчитывают рассмотреть около 2000 проектов, логическим завершением тура должна стать Startup Village 6–7 июня.

Конкурс на Startup Village разделен на два трека, которые параллельно проводятся на разных сценах: «конкурс идей» и «конкурс компаний». На «конкурс идей» могут подать заявки все желающие. На «конкурс компаний» – только юридические лица с выручкой не менее 1 млн руб. и минимум тремя сотрудниками.

Победители стартап-тура без предварительного отбора попадут в полуфинал «конкурса идей» (а если подадут заявку и подтвердят условия документами, могут без отбора попасть и на «конкурс компаний»). Победители каждого из трех треков (индустриальный, IT, биомедицинский) в «конкурсе идей» могут получить по 1 млн руб, в «конкурсе компаний» – 5, 3, 2 млн за 1-е, 2-е, 3-е места.&

Текст: Светлана Витковская

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомости&» (смарт-версия)

Вернуться к номеру