Складной электромобиль made in Mordovia

Стартап из Астрахани строит ультракомпактные электрокары для российских улиц
«Сколково»

Сейчас «Браво Моторс СРС», совместное предприятие компании с Венчурным фондом Республики Мордовии, собирает предзаказы на Bravo eGo – электромобиль-трансформер, который может разгоняться до 90 км/ч, проезжать до 100 км на одной зарядке и позволяет своему владельцу парковаться на пятачке в 1,5 кв. м.

Не идеальный, но ездит

У программиста Константина Артемьева уже был прибыльный бизнес по разработке софта, когда он решил заняться давним хобби – автомобилями. IT-компания Артемьева Security Stronghold, разработчик популярного антивируса, устойчиво росла и приносила основателю порядка $100 000 выручки в год, и Артемьев рассудил, что сможет финансировать параллельный проект.

В 2011 г. Артемьев с единомышленниками основал компанию «Браво Моторс». Поначалу стартап делал модульную платформу для разработки гольф-каров, электробусов и электромобилей для закрытых помещений. Компания выполняла штучные заказы для дилера гольф-каров «Экомоторс» и нескольких торговых центров. В 2012 г., после того как на гольф-каре покатался губернатор Астраханской области Александр Жилкин, машину на платформе Артемьева приобрел Астраханский музей-заповедник – за 400 000 руб.

Но Артемьев всегда мечтал заняться разработкой городского микроавтомобиля. Многим людям приходится в течение дня курсировать между двумя точками внутри одного района или города и им пригодился бы легкий и компактный городской электромобиль, дешевый в использовании и удобный в парковке, рассудил он. «Хотелось создать электромобиль для 1–2 человек, для передвижения по городу, который при этом занимал бы вдвое меньше места на дорогах. Для загруженного пробками города самое подходящее решение», – объясняет он. Так родилась идея eTrike – первого электромобиля-трансформера российского производства.

Электрокар Bravo eGo в цифрах (опытный образец):

2,6 м – длина в разложенном состоянии
1,6 м – длина в сложенном состоянии
440 кг – масса с водителем
80 км/ч – максимальная скорость
До 100 км – пробег по городу от одной зарядки

В 2012 г. «Браво Моторс» арендовала в Астрахани автомастерскую с базовым оборудованием и занялась разработкой первого образца электрокара. На запуск и производство прототипа ушло почти восемь месяцев и около 4 млн руб., вспоминает Артемьев. Раму, оснастку и остальные элементы конструкции проектировали и изготавливали самостоятельно, некоторые детали подвески и тормозной системы, а также системы управления позаимствовали у отечественных и западных аналогов и довершили конструкцию литиево-ионными аккумуляторами. «Мы пытались собрать конструкцию из разных деталей и смотрели, как она будет работать», – говорит Артемьев.

В команде «Браво Моторс» были люди с инженерно-техническим и программистским образованием, которые увлекались автомоделированием, но не занимались им профессионально. «Важно не какое у них образование, а склад мышления, предрасположенный к разработке разных интересных систем», – говорит Артемьев. Программистский опыт позволил команде сразу пользоваться необходимыми программами и соединять инженерные разработки с ПО.

Первый трехколесный электрокар eTrike был похож на капсулу-яйцо с большой площадью остекления и управлялся с помощью джойстика. «Нельзя сказать, что он был идеальным, но он ездил», – шутит теперь Артемьев. Электромобиль с самого начала решили сделать складным – это усложнило конструкцию, но позволило ему ездить про тротуарам и парковаться на площади всего 1,5 кв. м, что важно для городских условий. В сложенном состоянии трансформер занимает всего 1,6 м в длину (на 1 м короче, чем в разложенном виде) и может перемещаться со скоростью 10 км/ч, тогда как в разложенном состоянии разгоняется до 90 км/ч.

Тесты первой версии показали, что в электромобиле не продуман вопрос безопасности: при столкновении с другим транспортным средством стекла могли разбиться и водитель получил бы травмы. «Браво Моторс» прислушалась к критике и переработала конструкцию с учетом замечаний. Всего компания сделала три опытных образца – в каждом исправляли ошибки предыдущего.

Электромобиль переименовали в Bravo eGo – русский вариант прочтения, «эго», призван подчеркнуть, что это персональный автомобиль, говорит Артемьев.

Поехали в Саранск

Инвесторов «Браво Моторс» начала искать практически сразу, как только перешла от гольф-каров к разработке трансформера, но желающих вложиться в производство электромобиля в России не находилось. «Инвестора для высокотехнологичного проекта в России вообще тяжело найти – все хотят экспоненциальный рост, как при разработке софта, а с железом такого не бывает», – объясняет Артемьев.

Привлечь инвестиции «Браво Моторс» помогла победа в Startup Village в 2013 г. На тот момент персональным электрокаром-капсулой уже заинтересовался Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовии, но никак не мог принять итоговое решение. Стартап-тур и Startup Village повысили известность проекта, и победа «убедила инвестора, чтобы он вложил деньги», вспоминает Артемьев.

В июле 2014 г. фонд и «Браво Моторс» создали компанию «Браво Моторс СРС», которая занялась запуском электромобиля Bravo eGo в серийное производство. Фонд инвестировал в совместное предприятие более 50 млн руб. Одним из условий сделки был переезд проект в Саранск – именно там над проектом сейчас работает более 20 человек. В Мордовии компания основала собственное производство – цеха общей площадью около 2000 кв. м. Они рассчитаны на мелкосерийное производство – порядка 30 электромобилей в месяц, но, как только компания достигнет этого объема, она планирует расширяться. «У нас есть подрядчики в разных областях, но большую часть работ мы будем выполнять собственными силами», – говорит Артемьев.

Сейчас «Браво Моторс» принимает предзаказы на электромобили и проходит сертификацию ОТТС (одобрение типа транспортного средства) в Научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте ГНЦ РФ ФГУП «НАМИ», чтобы Bravo eGo официально признали транспортным средством. По словам Артемьева, компания уже набрала достаточно предзаказов для первой коммерческой партии и планирует начать серийное производство сразу после прохождения сертификации.

Дешево и экологично

Электрокар будет намного дешевле в использовании по сравнению с обычными автомобилями и в этом одно из его главных преимуществ, считает основатель «Браво Моторс». Bravo eGo способен заряжаться от обычной розетки – чтобы довести заряд аккумулятора до 80%, потребуется 4 часа, и на этом заряде машина сможет проехать до 100 км. При этом автомобиль будет потреблять при зарядке всего 1,5 кВт. «По текущим расценкам одна зарядка автомобиля от розетки будет стоить порядка 20 руб. – примерно по 4 руб. за 1 кВт ч. А когда электрокар стоит в пробке, он вообще ничего не тратит», – говорит Артемьев.

До 35%

Проданных в 2040 г. автомобилей будут электрокарами или гибридами

От зарядной станции электромобиль будет заряжаться всего 20 минут. И хотя электрозаправок в России пока маловато (в августе 2016 г. их было порядка 60), их число будет расти, уверен Артемьев. Компания «Россети» заявляла, что до конца 2018 г. планирует открыть 1000 зарядных станций, поэтому электрокары будут становиться все удобнее в обслуживании и использовании, считает он. А в Москве парковка для электромобилей бесплатна – это должно стать дополнительным стимулом для тех, кто подумывает о покупке электрокара.

Базовая версия Bravo eGo в рознице будет стоить менее 1 млн руб. Точную цифру Артемьев не называет – она неоднократно менялась из-за колебаний курса рубля, поэтому запуск производства уже несколько раз переносили (изначально компания планировала начать его еще в 2015 г.). Сейчас Артемьев наотрез отказывается говорить даже о предполагаемых датах запуска. Сроки сертификации настолько непредсказуемы, что загадывать лишний раз он не хочет. «Как сделаем, так сделаем», – говорит он, обещая, что стоимость электромобиля будет конкурентоспособной по сравнению с зарубежными моделями.

Из зарубежных моделей Bravo eGo будет конкурировать в первую очередь с электрическим микрокаром Renault Twizy, который в 2015 г. начали продавать корпоративным клиентам в России, а осенью 2016 г. – частным. В рознице его цена начинается от 799 000 руб. Кроме того, на российском рынке давно присутствует электрический хетчбэк Mitsubishi i-MiEV по цене свыше 1 млн руб. Но поскольку это полноразмерный автомобиль, его Артемьев прямым конкурентом не считает.

В 2015 г. количество проданных электрокаров по всему миру, по данным Международного энергетического агентства, перевалило за 1 млн. Согласно отчету Bloomberg New Energy Finance к 2040 г. эта цифра может вырасти до 41 млн и электрокары и гибридные автомобили составят 35% от общего числа проданных легковушек. Микрокару-трансформеру вполне найдется место на растущем рынке, уверен основатель «Браво Моторс». «Мы понимаем, что наш микрокар не станет полноценной заменой обычного автомобиля, но он будет хорошей альтернативой для перемещения по городу», – говорит он.

Если коммерческий образец Bravo eGo будет успешным в России, Артемьев надеется вывести его на зарубежные рынки. В 2013 г. стартап уже участвовал в «Экосаммите» в Берлине, где искал возможности продвижения Bravo eGo в Европе. «Мы хотим отработать коммерческий образец в России, потому что в России провести испытания быстрее и проще, чем за рубежом, после чего можно задуматься о выходе на западные рынки», – говорит Артемьев. А кроме розничных продаж Артемьев рассматривает возможность использовать Bravo eGo в качестве городского автомобиля напрокат – через каршеринг.&

Текст: Наталья Суворова

Полная версия статьи. Сокращенный газетный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомости&» (смарт-версия)