Быстрый атом, «Козлодуй» и «Большой ремонт»

Что общего у России и Франции в атомной энергетике
Kozloduy NPP

Штаб-квартира регионального центра «Росатома» в Западной Европе расположилась в Восьмом округе Парижа. Это в пешей доступности от головного офиса компании Electricite de France (EdF), которая отвечает за строительство и эксплуатацию всех атомных станций во Французской Республике.

Она из причин соседства – многолетнее близкое сотрудничество России и Франции в атомной отрасли. Оно началось в конце 1970-х: EdF подписала первый контракт на поставку тогда еще советского обогащенного урана. Этот контракт дал основу, чтобы строить долгосрочные отношения в атомной сфере.

Плодотворной кооперация стала потому, что и Россия, и Франция всегда делали ставку на мирный атом. Во Франции доля атомной энергетики в производстве электроэнергии страны доходит до 72%. В России эта цифра куда скромнее – около 17%, но с учетом размеров страны это много. В Китае (у которого сегодня самая масштабная программа строительства АЭС) доля атомной энергетики только 3,5%.

У российской и французской атомной отрасли много общего. Обе страны не только эксплуатируют атомные электростанции, но и строят их за рубежом, имеют мощности для производства ядерного топлива, переработку отработанного топлива, активно занимаются проблемой обращения с радиоактивными отходами. По сути, каждая из стран закрывает весь ядерный топливный цикл. Да и французская компания Areva, реакторный бизнес который купила EdF, очень похожа на госкорпорацию «Росатом» по своим возможностям.

С Areva российские атомщики развивают кооперацию с 1990-х гг.: они сотрудничают в вопросах производства ядерного топлива, которое поставляется в европейские страны (Великобританию, Швецию, Швейцарию и Германию), на предприятии Топливной компании ТВЭЛ (входит в «Росатом») – Машиностроительном заводе (МСЗ). Но для того чтобы топливо, «сделанное в России», подходило для реакторов западного дизайна, на заводе «Росатома» надо было научиться делать тепловыделяющие сборки (ТВС), которые подходили для зарубежных АЭС. Первые четыре ТВС, которые подходили для конструкции АЭС от Areva, были изготовлены в 1996 г. для АЭС «Обригхайм» (Германия). В 2013 г. в Электростали состоялась церемония подписания символического сертификата о передаче заказчику 3000-й ТВС, которую сделал МСЗ по контракту с Areva.

С Areva российские атомщики тесно сотрудничают и по поставкам «мозга» любой АЭС – автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП) на российские АЭС и станции российского дизайна в третьих странах.

Другое предприятие группы «Росатом» – ФГУП «Уральский электромеханический завод» с 2013 г. локализует производство электротехнического оборудования и АСУ ТП для зарубежных проектов строительства АЭС. Российское предприятие получило официальный статус лицензированного партнера Schneider Electric Industries SAS и может производить и продавать разработанное французами оборудование.

Сотрудничество касается не только производства оборудования, но и вопросов безопасности реакторов, установок топливного цикла и других коммерческих ядерных установок, а также безопасности транспортировки ядерных и радиоактивных материалов и противоаварийной готовности и реагирования. В этих вопросах «Росатом» сотрудничает с французским Институтом радиационной и ядерной безопасности (IRSN).

Быстрее всех

Россия сегодня мировой лидер по проектам с реакторами на быстрых нейтронах. С развитием быстрых реакторов связана самая заветная мечта атомщиков – замкнуть ядерный топливный цикл. Сделать это на получивших сегодня большое распространение водо-водяных реакторах или реакторах с водой под давлением (которые есть в западных странах) невозможно. Реакторы на быстрых нейтронах помогут решить эту задачу – вернуть продукты переработки обратно в топливный цикл.

В прошлом году на Белоярской АЭС был пущен реактор на быстрых нейтронах БН-800 (быстрый натриевый реактор мощностью 800 МВт). Энергоблок БН-800 станет прототипом для более мощных блоков – БН-1200. Решение о строительстве таких блоков должно быть принято на основании опыта работы БН-800.

Французы тоже заняты «быстрой» тематикой. Сегодня они активно занимаются проектом по созданию своего быстрого натриевого реактора ASTRID. Судя по публикациям во французских СМИ, проект продвигается, но завершить технический проект французы смогут на два года позже запланированного (первоначальный срок сдачи – 2017 г.). До того как технический проект будет готов, правительство не сможет принять решение о строительстве блока.

Между двумя странами уже долгое время идет работа над дорожной картой по созданию реактора четвертого поколения на быстрых нейтронах, но о более конкретных деталях информации пока нет. Интерес к АЭС с быстрыми реакторами сегодня есть, особенно в Азии.

Проект особой безопасности

Одним из самых масштабных проектов «Росатома» с французскими коллегами за последнее время стала работа над продлением эксплуатации пятого энергоблока АЭС «Козлодуй» в Болгарии. В конце октября 2016 г. была завершена работа по обоснованию продления срока службы блока. На тендер «Росатом» вышел в консорциуме с EdF. В сентябре 2014 г. был заключен контракт, который, как утверждают сами участники процесса, завершили в рекордные сроки – всего за 27 месяцев (обычно такие процедуры занимают больше времени).

С российской стороны в проекте участвовало более 100 специалистов из 15 организаций – «Гидропресса», «Атомтехэнерго», Курчатовского института, ЦНИИ «КМ «Прометей», ОКБМ им. Африкантова и др. Исследования показали, что оборудование, строительные конструкции и системы находятся в работоспособном состоянии и с учетом существующей системы техобслуживания и ремонта могут безопасно эксплуатироваться до 2047 г.

Совместный с EdF проект укрепит связи двух компаний, считают в «Росатоме». Это принципиально важно для российской стороны: сейчас во Франции идет работа над проектом под кодовым названием «Большой ремонт» (Grand Carénage), который предусматривает модернизацию действующих реакторов во Франции (а их больше 50). Работу эту французы планируют начать в 2020 г., но деталей о будущих партнерах пока нет. &

Текст: Ольга Орловская