Как бизнесу удается сокращать выбросы парниковых газов

Три кейса из разных отраслей
Unsplash

Одна из целей устойчивого развития Организации объединенных наций (ООН) – борьба с изменением климата. Чтобы решить проблему глобального потепления, государства во всем мире принимают законы, направленные на сокращение углеродного следа, а компании модернизируют предприятия, уменьшая выбросы парниковых газов и вредных веществ в атмосферу.

Благодаря использованию новейших технологий промышленные компании не только снижают выбросы, но и повышают экономическую эффективность своих производств, говорит портфельный управляющий УК «Альфа-капитал» Дмитрий Скрябин. В перспективе это позволит им капитализировать свой успех в области инноваций и перехода на ESG-ориентированное инвестирование, добавляет он. «Ведомости&» рассказывают о проектах, направленных на прямое снижение выбросов парниковых газов.

Зеленая металлургия

/«Эколант»

Металлургические компании во всем мире ищут новые способы производства, позволяющие уменьшить выбросы CO2. Самый эффективный сегодня – использование технологии прямого восстановления железа, говорит управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин. Железная руда после предварительной подготовки восстанавливается до металлического железа с помощью газов и (или) твердого углерода по реакции прямого восстановления.

Технология прямого восстановления железа с использованием природного газа (классическая) либо с применением водорода (инновационная) входит в большинство справочников по классификации зеленых или переходных (от грязных к экологичным. – «Ведомости&») проектов, добавляет Гришунин.

Классическую технологию прямого восстановления заложили в комплексе зеленой металлургии «Эколант» в Выксе Нижегородской области. Из горячего полупродукта – прямовосстановленного железа (DRI) – здесь в дуговой электропечи будут выпускать сталь в объеме 1,8 млн т в год. Производственная цепочка «Эколанта» будет состоять из единого комплекса в составе установки DRI, электрометаллургической печи и двух машин непрерывной разливки.

«Мы уже начали строить комплекс, выбрали наиболее современные на сегодня технологии – электрометаллургию, а в качестве сырья – продукт прямого восстановления железа, – говорит директор ООО «Эколант» Андрей Кухно. – Комплекс будет отличаться от других производств по технологии железа прямого восстановления. В частности, этот полупродукт сразу же после выпуска – в горячем виде при температуре более 500 градусов – будет подаваться в электросталеплавильную печь. Такая «горячая подача» избавит нас от необходимости его повторного нагрева и сэкономит энергию. Готовую сталь будем подавать на разливку. То есть впервые в Европе на одной производственной площадке будет представлена технология «рудные окатыши и газ – стальная заготовка». В эксплуатацию комплекс будет запущен в 2025 г.

Комплекс будет соответствовать не только текущим, но и перспективным требованиям России и ЕС к экологичности при сохранении и улучшении качественных и эксплуатационных характеристик продукции, отмечает Кухно. В перспективе природный газ может быть смешан или заменен водородом. Вследствие этого выбросы CO2 возможно еще уменьшить.

В комплексе будет также собственная генерация 24 МВт электричества за счет утилизации тепла. Это позволит минимизировать приобретение электроэнергии на рынке и тем самым снизить косвенную углеродоемкость. Ожидается, что реализация проекта укрепит конкурентоспособность российской сталелитейной продукции на международных рынках. А низкий углеродный след продукции, выпущенной из стали «Эколанта», позволит избежать дополнительного таможенного и тарифного регулирования (в том числе экологического сбора) при поставках в Евросоюз и другие страны.

Проект «Эколант» – один из самых масштабных в металлургии России за последние 10 лет. Его бюджет – около 150 млрд руб. Владелец компании «Эколант», председатель совета директоров Объединенной металлургической компании Анатолий Седых, во время старта проекта осенью 2020 г. отмечал, что он имеет важное стратегическое значение для экономики: будет способствовать росту внутреннего потребления природного газа и железной руды, а также росту доли производства в России продукции высоких переделов, конкурентоспособной на мировом рынке. «Это пример наилучшей доступной на сегодняшний день зеленой технологии, который может дать новое развитие отечественной стальной индустрии и улучшить экологию в промышленных регионах», – сказал Седых.

Экология пластика

/PhotoXpress

Снизить выбросы парниковых газов можно благодаря переработке и повторному использованию отходов, говорится в статье на сайте ООН «Экология вторичной переработки». Например, при вторичной переработке пластика с использованием ферментов энергозатраты могут сократиться на 80%, а выбросы парниковых газов – на 40% по сравнению с производством нового пластикового изделия, показало исследование группы ученых из Великобритании и США, опубликованное на сайте Портсмутского университета.

Российская нефтегазохимическая компания «Сибур» занимается переработкой полимерных отходов не первый год. Стратегия в области устойчивого развития «Сибура» до 2025 г. предполагает внедрение принципов экономики замкнутого цикла, включая переработку и повторное использование отходов производства и потребления, в том числе пластиковых. Ежегодно компания направляет около 1 млрд руб. на проекты, связанные с охраной окружающей среды и внедрением экологичных технологий, говорится в отчетности «Сибура».

Осенью 2020 г. «Сибур» приступил к строительству завода по производству полиэтилентерефталата (ПЭТ; синтетический полимер, который используется в том числе при изготовлении упаковки для продуктов и напитков) с добавлением вторичного сырья на своем предприятии «Полиэф» в г. Благовещенске Республики Башкортостан. «Полиэф» – крупный производитель ПЭТ и терефталевой кислоты (используется для производства полимеров). Готовая продукция будет содержать 25% переработанного пластика, писал портал РБК. Планируется, что завод заработает в 2022 г.

На предприятии будет налажен выпуск зеленой ПЭТ-гранулы, которая применяется при производстве упаковки для продуктов питания, прохладительных напитков, медицинских препаратов, бытовой химии. Для ее изготовления планируется ежегодно использовать около 34 000 т вторичного сырья, в частности пластиковых бутылок.

Использование вторичного сырья позволит снизить удельную энергоемкость производства полимера и, как следствие, добиться снижения выбросов парниковых газов в атмосферу, сказано на сайте «Сибура».

«Переработка полимеров не только вносит вклад в рациональное обращение с отходами, но и содействует решению важнейших климатических проблем, – говорит член правления ООО «Сибур» Сергей Комышан (его слова приводятся в годовом отчете компании). – Замещая первичное углеводородное сырье вторичным, мы снижаем углеродный след конечной продукции, делая ее более конкурентоспособной как в России, так и на международных рынках, а также помогаем выстроить в регионе нашего присутствия новую цепочку создания стоимости, основанную на превращении использованной пластиковой упаковки в ценный вторичный ресурс».

Авиатопливо из компоста

/Pixabay

Мировая авиационная промышленность ответственна за 2% всех антропогенных выбросов CO2 в атмосферу и за 12% – от всех транспортных выбросов, свидетельствуют данные независимой коалиции экспертов авиационной индустрии ATAG. К 2037 г. количество авиапассажиров во всем мире может удвоиться по сравнению с 2018 г. до 8,2 млрд человек, по прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA). Поэтому вопрос о переходе на альтернативные виды топлива для авиакомпаний актуален.

Сейчас самолеты и вертолеты используют в качестве топлива бензин и керосин. Самолеты Boeing, которые летают на керосине, к 2030 г. полностью перейдут на экологичное авиатопливо, планирует компания. Биотопливо может быть получено из сельскохозяйственных и лесных отходов, неперерабатываемых бытовых отходов, а также газообразных отходов промышленных предприятий, говорится на сайте компании.

В 2018 г. грузовой самолет Boeing 777 Freighter компании FedEx Express совершил первый в мире полет исключительно на биотопливе. Сейчас препятствием для его массового использования остается цена: производство авиационного биотоплива обходится в 3–5 раз дороже керосина, по данным Международного энергетического агентства (IEA). Однако экологичные виды авиационного топлива позволяют сокращать выбросы CO2 до 80%, а в перспективе – и до 100%, следует из данных министерства энергетики США, на которые ссылается Boeing.

По словам директора по устойчивому развитию Boeing Криса Рэймонда (его слова приводятся в сообщении компании), экологичные виды топлива полностью безопасны. «Эти виды авиатоплива имеют большой потенциал с точки зрения сокращения выбросов углерода в ближайшей и долгосрочной перспективе, – заявил он. – Важно также, чтобы все игроки рынка работали сообща для решения актуальных проблем изменения климата» (цитата по сайту компании).

Весной 2021 г. Airbus, Германский аэрокосмический центр (DLR), британская компания Rolls-Royce и финская топливная компания запустили проект по изучению влияния биотоплива на топливные системы и двигатели пассажирских самолетов. 29 ноября Airbus сообщил на своем сайте, что провел испытательную серию полетов лайнера A350 на 100%-ном биотопливе. По предварительным данным, биотопливо оставляет значительно меньший углеродный след по сравнению с обычным авиатопливом и от него образуется меньше выбросов твердых частиц. &