Статья опубликована в № 2591 от 23.04.2010 под заголовком: Авария, дочь ГИБДД

Генпрокуратура считает, что ГИБДД сама создает аварийные ситуации

Генпрокуратура обвинила дорожную милицию в искусственном осложнении дорожных ситуаций и неправомерном ухудшении статистики

В ежегодном докладе Федеральному собранию «О состоянии законности и правопорядка» генеральный прокурор Юрий Чайка резко обрушился на ГИБДД. Инспекция занимается пресечением административных правонарушений в ущерб их профилактике, говорится в докладе (текст есть у «Ведомостей»). Это, считают в Генпрокуратуре, приводит к искусственному наращиванию статистических показателей и коррупции.

Более того, продолжает генпрокурор, искусственно созданные дорожные ситуации, связанные с наличием необоснованных дорожных знаков и разметки, систематически используются сотрудниками инспекции для неправомерного привлечения водителей и пешеходов к административной ответственности. По таким преступлениям возбуждаются уголовные дела уже против сотрудников ГИБДД, сообщается в докладе Чайки.

В Челябинской области получили водительские права 650 человек, стоящих на учете с диагнозом «наркомания» или «алкоголизм», приводится в докладе возмутительный пример, причем на 120 судебных решений о лишении таких лиц права управлять автотранспортом фактически изъято только 50 водительских удостоверений.

Многочисленные нарушения в работе ГИБДД стали возможны из-за отсутствия должного контроля за подчиненными со стороны милицейского руководства, считает генпрокурор и выражает надежду, что идущая в системе МВД реформа позволит исключить дублирующие и избыточные функции подразделений ГИБДД, оптимизирует штатную численность и позволит автоинспекции сосредоточить усилия на профилактике ДТП.

Представитель ГИБДД вчера был недоступен для прессы.

Сотрудник ГИБДД говорит, что ничего нового в докладе не увидел – все эти замечания были в представлении генпрокурора на имя министра внутренних дел, и меры реагирования уже приняты. Например, по случаям выдачи удостоверений наркоманам ведется работа с Минздравом, именно он должен ужесточить требования к медицинским документам, на основании которых выдают права. Что касается фактов коррупции среди сотрудников ГИБДД, то большая часть подобных фактов вскрыта службами безопасности самой ГИБДД, а прокуратура просто воспользовалась ведомственной статистикой, уверяет собеседник «Ведомостей».

Генпрокуратура просто отрабатывает поручение президента, уверен член Совета Федерации и бывший начальник ГИБДД Владимир Федоров, – в прошлом году тот поставил перед ней задачу усилить надзор за безопасностью на дорогах.

Многие из претензий Чайки вполне оправданны, считает Федоров: контроль за обустройством и состоянием дорог не на высоте, зато число наказанных водителей достигло чрезвычайно высокого уровня. В прошлом году их было боле 50 млн. «Когда в 1997–1998 гг. мы вышли на подобную цифру, пришлось снижать административный пресс – я помню, как давал указание не наказывать, а предупреждать за незначительные нарушения», – вспоминает Федоров.

Сотрудник правоохранительных органов говорит, что в прошлом году в Генпрокуратуре появилось специальное подразделение – по надзору за исполнением законов о безопасности дорожного движения, оно должно показывать результаты своей работы, вот и возник соответствующий раздел в отчете.

Это не первый конфликт между МВД и прокуратурой по поводу ГИБДД. Осенью прошлого года Чайка внес на имя министра внутренних дел Рашида Нургалиева протест на регламент ГИБДД – тот регламент позволял сотрудникам ДПС документировать правонарушения, совершенные прокурорами, невзирая на их неприкосновенность. Позднее эта норма была отменена.

Генпрокуратура на федеральном уровне признала, что ГИБДД устраивает засады на водителей, – и это огромный прогресс, радуется руководитель московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, но выражает сомнение, что это сколько-нибудь сократит в ближайшее время число милицейских засад на дорогах или поможет рядовым водителям в общении с инспекторами ГИБДД. Но позиция прокуратуры может стать хорошим подспорьем для общественных организаций, которые защищают права водителей, заключает Канаев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать