Статья опубликована в № 2718 от 22.10.2010 под заголовком: Собянин и тупик

Сергей Собянин начнет с московских финансов

Новый мэр Москвы Сергей Собянин начнет с инвентаризации городского бюджета. Принадлежащие Москве активы должны приносить больше прибыли, а стройки в других регионах до решения всех московских проблем – заморожены
  • Максим Товкайло,
  • Иван Васильев,
  • Антон Филатов
  • / Ведомости

Вчера Мосгордума 25 голосами из 32 утвердила мэром Москвы Сергея Собянина. Он начал с того, что раскритиковал бюджетную политику Юрия Лужкова. По структуре городского бюджета Москва похожа на глубоко дотационный регион, считает Собянин: «Это тупик для города и его развития».

Бюджет Москвы дефицитный последние четыре года, знает эксперт Института экономики города Юлия Чалая. В 2007 г. дефицит составлял 27 млрд руб., в 2008 г. – 26 млрд, в 2009 г. – 145 млрд. Бюджет 2010 г. также сверстан с дефицитом в 120 млрд, 2011 г. – в 101 млрд руб. Из-за необходимости финансировать дефицит долг Москвы вырос за три с половиной года с 93,7 млрд до 255,9 млрд руб. Дефицитным он остается, несмотря на ежегодную помощь из федерального бюджета: в 2007 г. Москва получила 29 млрд руб., в 2008 г. – 42 млрд, в 2009 г. – 47 млрд, а в 2010 г. – около 30 млрд руб., рассказывает директор департамента Минфина Лариса Ярошкина.

Собянин обещает бюджетную ревизию. Город недополучает доходов от принадлежащего ему имущества, предыдущие власти строили за счет московского бюджета в других регионах, инвестиции в развитие Москвы сократились с 2008 г. в два раза и составили 200 млрд руб., возмущался он. Затраты на ЖКХ высокие, а качество услуг низкое. Приоритетами отныне будут дороги, развитие транспорта, образование, здравоохранение, социальная сфера, культура и ЖКХ, перечислил Собянин, потеряют статус первоочередных затраты на строительство в других регионах и вложения в различные активы. Бюджет будет верстаться из долгосрочных программ, пообещал он.

Доходы Москвы от принадлежащего ей имущества в 2011 г. составят 45,8 млрд руб. – или всего 4,3% от всех доходов, следует из проекта бюджета. Это хуже, чем в среднем по России, констатирует Чалая: «Доля таких доходов в бюджетах регионов в среднем 9,3%».

Имущественные доходы растут ежегодно, отмечает представитель имущественно-земельного комплекса, но могли бы быть и выше: «Например, из-за льгот при аренде площадей московский бюджет недополучил в 2009 г. 24,1 млрд».

Сократились с 1,4 млрд руб. в 2008 г. до 925 млн в 2009 г. дивиденды от принадлежащих Москве активов. Это был осознанный шаг – московские власти решили поддержать компании, объясняет представитель. Доходы от приватизации пакетов акций в 2009 г. составили 617 млн руб., в этом – превысили 1,1 млрд. На различных этапах продажи – 56 компаний. От продажи недвижимости в 2009 г. получено 3 млрд руб., а в этом – свыше 4,5 млрд, говорит она.

Человек из московского стройкомплекса говорит, что расходы на строительство в других регионах незначительные: московские компании («СУ-155», «ПИК-регион», «Интеко», «Конти», «Авгур-эстейт») расходуют собственные или федеральные средства. В 2009 г. ими построено в регионах и за рубежом 1,07 млн кв. м. Зарубежные проекты есть в Улан-Баторе, Минске, Душанбе и Цхинвали. Что и сколько строится за бюджетные деньги, не разглашается.

На ЖКХ Москва тратит примерно 200 млрд руб., или 18% расходов, в других регионах это около 13,6%, замечает Чалая. Почти половина всех затрат – субсидии коммунальным организациям на компенсацию тарифов, отмечает независимый экономист Владислав Григоров: это худший показатель по стране.

Резервы для оптимизации бюджета у Москвы есть, согласен с Собяниным директор стратегического департамента ФБК Игорь Николаев: «Например, доходы от принадлежащего Москве имущества можно довести до среднероссийского уровня или даже выше». Но вряд ли получится сделать городской бюджет в ближайшее время сбалансированным: планируется увеличить затраты на строительство дорог и сохранять высокие социальные выплаты, заключает он.

Долгосрочные программы помогут повысить эффективность расходов бюджета, уверен гендиректор Экономической экспертной группы Александр Андряков, такая реформа уже идет на федеральном уровне. Сэкономленные на повышении эффективности расходы следует пустить на сокращение дефицита, считает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать