Навальный требует привлечь экс-менеджеров «Транснефти» к уголовной ответственности

Счетная палата проверяет аутентичность обнародованных им документов.
  • Дмитрий Дмитриенко,
  • Оксана Гавшина
Д.Гришкин

Адвокат и общественный деятель Алексей Навальный требует привлечь к уголовной ответственности бывшее руководство государственной компании «Транснефть» за совершенные им, по его данным, многочисленные экономические преступления при строительстве «Трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ТС ВСТО).

Свои обвинения Навальный основывает на имеющихся в его распоряжении документах, якобы предоставленных «Транснефтью» Счетной палате в 2008 г. (материалы выложены для свободного ознакомления на его сайте). "Все факты воровства и мошенничества подтверждены руководством компании. Акты, фиксировавшие нарушения, завизированы должностными лицами. Только по приблизительным оценкам, вследствие незаконных действий в процессе строительства ТС ВСТО ОАО «Транснефть» был нанесен совокупный ущерб в несколько миллиардов долларов", - утверждает Навальный.

Он отмечает, что 100% обыкновенных акций «Транснефти» принадлежат государству, т.е. в данном случае имеет место нанесение ущерба не просто компании, а интересам Российской Федерации. По словам Навального, на сегодняшний момент направлены более десятка официальных обращений по этому делу, в том числе в ДЭБ МВД, ФСБ и Счетную палату.

Представитель Счетной палаты сообщил, что по поручению руководства (оно было дано сегодня утром) ведомство запросило документы из архива для сверки. "Подробный комментарий по этому вопросу мы будем готовы дать только после ее завершения", - сказал он.

Представитель "Транснефти" отказался общаться с "Ведомостями". "РИА Новости" представитель компании Игорь Демин заявил, что проверка финансирования строительства ВСТО была инициирована новым руководством "Транснефти". "Мы вынуждены были инициировать эту проверку, потому что радикально не соблюдались сроки строительства ВСТО. В целом из-за недобросовестной работы подрядных организаций график строительства был смещен на год. Мы уже выиграли ряд судов с подрядчиками, ряд судебных разбирательств еще продолжается", - сказал он.

Комментировать обвинения Навального "Транснефть" отказалась. "Мы не комментируем это, степень ответственности господина Навального за размещение каких-либо документов на своем сайте – нулевая", - заявил Демин ПРАЙМ-ТАСС, отвечая на вопрос о подлинности документов.

В правительстве обвинения Навального комментировать также отказались. "Не вижу никакой необходимости комментировать материалы блогеров [Навальный также является популярным блогером]. Там упоминается Счетная палата. Если бы что-то было, наверняка мы бы все узнали непосредственно оттуда", - сказал РИА Новости пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков.

В феврале 2009 г. Счетная палата по результатам проверки расходования средств, выделенных на строительство ВСТО за период с 2004 г. по первое полугодие 2008 г., сообщала, что в ходе реализации проекта без проведения конкурсов было заключено 83 договора на общую сумму 78,5 млрд руб., что свидетельствует о том, что нормативные документы «Транснефти» содержат "расширительное толкование случаев привлечения подрядных организаций без проведения конкурсов".

"В ходе проверки выявлено, что существуют различные нарушения в исполнении договоров и контрактов. Так, были нарушены установленные сроки поставки дорогостоящей продукции при условии своевременного авансирования заказов. Со стороны заказчика не были приняты меры к контрагентам в части предъявления требований по уплате неустойки, а также заключения дополнительных соглашений, явно сокращающих права заказчика на расторжение контрактов в одностороннем порядке при нарушении подрядчиком сроков, установленных графиком выполнения работ", - сообщала пресс-служба "Транснефти".

По итогам проверки Коллегия Счетной палаты направила представление в «Транснефть», а также отчет в Госдуму и Совет Федерации.

ТС ВСТО предназначена для транспортировки российской нефти на рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Первая очередь ВСТО, включающая строительство участка нефтепровода Тайшет - Сковородино и нефтеналивного терминала Козьмино (на побережье Тихого океана), была введена в эксплуатацию в конце декабря 2009 г. От Сковородино до порта Козьмино нефть перевозится по железной дороге. В январе 2010 г. «Транснефть» приступила к расширению первой очереди ВСТО для увеличения его мощности с 30 до 50 млн т нефти в год. Вторая очередь ВСТО включает строительство нефтепровода на участке Сковородино – побережье Тихого океана и увеличение мощности морского терминала Козьмино.