Статья опубликована в № 2751 от 09.12.2010 под заголовком: Дорога пойдет лесом

Трасса Москва – Санкт-Петербург пройдет через Химкинский лес

Трасса Москва – Санкт-Петербург пройдет по первоначальному маршруту – через Химкинский лес. Сообщить о восстановлении строительства и возможных уступках власти может сегодня президент Дмитрий Медведев
  • Юлия Таратута,
  • Алена Чечель,
  • Наталья Костенко,
  • Максим Товкайло
  • / Ведомости
Северо-западная Концессионная компания

получила концессию на дорогу Москва – Петербург на участке 15-й км – 58-й км акционеры – 50% принадлежит Vinci, 50% – акционерам группы «Н-транс» (Никита Мишин, Андрей Филатов, Константин Николаев).

Окончательное решение о маршруте первого участка трассы Москва – Санкт-Петербург принято, сообщили «Ведомостям» сразу несколько источников в Кремле. А высокопоставленный федеральный чиновник сообщил, что его оглашение запланировано на сегодняшней встрече президента Дмитрия Медведева с премьер-министром Франции Франсуа Фийоном. Поскольку у французов возникли вопросы к России по поводу нарушения соглашения по строительству дороги, президент планирует ответить на них, огласив свое решение. Французы участвуют в этом проекте через Северо-Западную концессионную компанию (СЗКК): у них 50% СЗКК, другие 50% принадлежит акционерам группы «Н-транс» Никите Мишину, Андрею Филатову и Константину Николаеву, которые предложили войти в проект давнему знакомому Владимира Путина Аркадию Ротенбергу.

В пресс-службе Кремля не стали комментировать информацию о планах президента. Фийон встретится и с премьер-министром, говорит его пресс-секретарь Дмитрий Песков, в официальной повестке встречи вопроса об интересах французского инвестора нет, но логично предположить, что Фийон его затронет. Путин вчера побывал в Химках, но не в связи со строительством трассы – он обсуждал проблемы фармацевтической отрасли.

Строительство первого участка платной дороги Москва – Санкт-Петербург регламентировано концессионным соглашением, которое Минтранс подписал с СЗКК – победителем конкурса на строительство дороги. Смета строительства около 60 млрд руб. Из них 23 млрд руб. напрямую выделит государство из инвестиционного фонда, остальное профинансируют госбанки: в апреле 2010 г. Сбербанк и Внешэкономбанк подписали с СЗКК кредитное соглашение на 29,2 млрд руб. сроком на 20 лет, а также пообещали выкупить более 70% выпуска 20-летних облигаций СЗКК на 10 млрд руб. Против проекта выступили инициативные жители Химок, организовавшие движение «В защиту Химкинского леса». Противостояние достигло пика летом, когда строители приступили к вырубке просеки: жители Химок и экологи митинговали, несколько молодых людей напали на администрацию Химок, в защиту леса выступили Боно и Юрий Шевчук.

В конце августа, когда просека была фактически вырублена, к президенту обратились и лидеры «Единой России». Медведев приостановил строительство трассы и поручил правительству провести общественные слушания и дополнительные экспертизы маршрута. Обсуждения проводил общественный совет «Единой России», Общественная палата, а организации «Молодая гвардия «Единой России» и «Трудовая доблесть» провели опрос жителей Химок. В середине октября президент сам встречался с экспертами и сотрудниками администрации города, выслушав мнения сторон. «Но решение принято не было», – рассказывает участник встречи Михаил Блинкин. Это был политический жест, поясняет близкий к Кремлю источник, президент демонстрировал, что сам занимается проблемой. Но почти все участники обсуждений публично выступили в защиту прежнего маршрута, а подмосковный губернатор Борис Громов, ссылаясь на мнение жителей области, направил официальный отчет в Кремль.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного строительства Максим Блинкин уверен, что альтернативные маршруты забраковали «по популистским поводам». В частности, маршрут вдоль железной дороги через Химки потребовал бы расселения жителей, а в случае прохождения трассы через Молжаниново остро вставал бы вопрос отчуждения земель охраняемой природной зоны.

Поменять маршрут трассы на этой стадии просто невозможно, говорит чиновник Минтранса. Не стоит забывать об обязательствах перед иностранными партнерами, напоминал после приостановки строительства пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.

Штрафные санкции для российской стороны в случае срыва сроков эксперты оценивали в 3–3,5 млрд руб. В компании Vinci на вчерашний запрос «Ведомостей» не ответили. Принятое решение важно не только для концессионных проектов, но и вообще для дорожного строительства в России, замечает чиновник Минтранса, ведь речь идет о масштабном инфраструктурном проекте, а не о чьих-то интересах (см. врез). Работы по подготовке территории для прокладки трассы возобновятся в начале наступающего года, уточнил он.

Однако протесты не остались без последствий. По словам кремлевского чиновника, подготовлен целый блок мер, компенсирующих урон для экологии, в частности масштабное увеличение посадок деревьев и сокращение ареала вырубки леса. Высадка новых деревьев, зачастую более ценных пород, чем вырубаемые, была заложена в проект изначально, напоминает Песков. Если решение по прежнему маршруту трассы будет принято, никакие компенсационные меры не помогут, уверена лидер движения «В защиту Химкинского леса» Евгения Чирикова. Активисты движения вместе с экологами намерены сегодня передать в администрацию президента требование отменить тендер Росавтодора на 1 млрд руб. на вырубку 20 000 деревьев для прокладки газопровода в связи со строительством дороги, рассказывает она.

Политические последствия такого решения еще последуют, уверяют сразу несколько близких к Кремлю источников, ведь президент, по их мнению, должен обосновать, почему восстанавливает проект, который сам же формально остановил. После объявления решения о маршруте трассы Кремлю придется пойти на некоторые жертвы, считают собеседники «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать