Собянин окончательно определился с киосками

Торговые палатки в Москве будут типовыми, строго специализированными, с правильным подключением к сетям и без колес.
Москомархитектура

Мэр Москвы Сергей Собянин сформулировал требования, которые город будет предъявлять к мелкорозничной торговле. "Во-первых, это безусловное соблюдение специализации торговых точек. Мы должны быть уверены, что они заполняют именно нишу магазинов шаговой доступности, реализуют те товары и услуги, которых не хватает жителям конкретных районов", - сказал он на заседании столичного правительства во вторник (цитата по «Интерфаксу»).

Кроме того, по словам градоначальника, торговые палатки должны возводиться по типовым проектным решениям, утвержденным Москомархитектурой. "Первые образцы уже появились, активно обсуждаются", - отметил мэр.

Компании, занимающиеся производством торговых павильонов, ожидают жаркую пору. «Очевидно, что при большой потребности в новых киосках образца, разработанного Мосархитектурой, конкурсы по аренде земельных участков будут проводиться в достаточно сжатые сроки, - рассуждает генеральный директор ООО «Автохолод» Евгений Кобзарь. - Если в течение короткого времени понадобится несколько тысяч типовых киосков, сделать их будет нереально. Таких производственных мощностей в городе нет». Он объяснил, что производство киосков стало сокращаться с тех пор, как Москва, еще при прежнем мэре, начала упорядочивать торговлю. «В лучшие годы мы производили по 400 торговых объектов в год, но за последние годы объем заказов упал до 160-200, и мы сократили выпуск», - продолжает Кобзарь.

Собянин на заседании во вторник подчеркнул, что подключения палаток к электросетям должны вестись по всем правилам, а не "от троллейбусных сетей". Объекты мелкорозничной торговли не должны мешать движению пешеходов, транспорта, работе метрополитена, не размещаться на газонах, детских площадках. А территория вокруг мелкорозничных объектов должна быть благоустроена.

«Подключение к энергосетям — это самый тяжелый вопрос для владельцев киосков. Раньше было так: компания выигрывала конкурс на размещение ларька и потом 3-4 месяца обивала пороги, пытаясь подключить электричество. Действительно, часто владельцы киосков пользовались услугами третьих лиц. Тянули кабели по опорам троллейбусных линий», - рассказывает директор по развитию компании "Маркон" (сеть "Стардог!s") Сергей Рак. По его словам, если Москва сможет решить эту проблему и убрать препятствия, существующие при подключении мелкого бизнеса к электросетям, то предпринимателям это сильно поможет.

Однако другую инициативу мэрии он не одобряет. Глава департамента торговли и услуг Москвы Михаил Орлов, передает «Интерфакс», на том же заседании заявил, что с 1 июля в городе не останется палаток на колесах, которые заменят стационарные объекты мелкой розницы.

По подсчетам Рака, в Москве работает более 4000 автокафе при стоимости каждого примерно в $20 000, потери малого бизнеса от запрета на автокафе составят около $80 млн. «До июля эти кафе продолжат работать по временной схеме, но их количество уже было сокращено на 30% по сравнению с прошлым годом», - говорит директор «Маркона».

«По мобильной рознице — магазинам на основе прицепов и автокафе — окончательного решения мэрии пока нет, требования к их внешнему виду и техническому оснащению, местам работы еще находятся в стадии разработки», - знает Кобзарь.

Впрочем, многие компании, чей бизнес построен на базе сети автофургонов, не боятся их запрета. «Дело не в колесах. Снять их и зарегистрировать кафе как стационарное, полагаю, нетрудно. Нам все равно — будут стационарные палатки или автокафе, - говорит директор по маркетингу группы «Крошка-картошка» Михаил Кудрявцев. - Гораздо важнее, чтобы Москва наконец определилась с правилами игры, чтобы нас не просили переезжать с места на место». Он добавил, что средний срок службы автофургона не превышает двух лет, поэтому парк часто обновляется и потери в случае отказа от мобильных киосков будут некритическими для бизнеса.